По словам министра культуры РФ, решение американского суда противоречит международному праву: «дело в том, что одна американская общественная организация совершенно незаконно потребовала коллекцию редких книг из библиотеки раввина Шнеерсона. Эта коллекция хранится в РГБ и никогда не покидала пределы России. Мы являемся ее законными собственниками... Американский суд пошел против российского государства и присудил коллекцию американской общественной организации, хотя по международному праву государство не подсудно». При этом А.Авдеев обмолвился о том, что «с августа прошлого года прекратился выезд российских выставок на территорию США. Поскольку решение суда было не в нашу пользу, то вся российская интеллектуальная собственность, не прикрытая дипломатическим иммунитетом, может быть арестована на территории США. Юридически любая наша выставка может быть арестована».
«Как гром среди ясного неба стали для рублевцев слова министра культуры Александра Авдеева будто бы о прекращении выездных выставок России в США из-за угрозы их ареста. Позвольте, господин министр, а как же уникальная коллекция древнерусских икон нашего Музея имени Андрея Рублева, которая недавно была вывезена администрацией ЦМиАР за океан, в частный американский музей Гордона Ланктона (Museum of Russian Icons in Clinton, Mass), где 23 октября 2010 г. состоялось открытие новой экспозиции?! Как удалось выяснить нашим сотрудникам, музейные иконы пробудут в США (страшно подумать!) аж до июля 2011 года, т.е. две трети года», - отмечается в музейном блоге.
Как сообщается, непосредственным основателем ветви «Хабад» явился раввин Шнеур Залман из Ляд, который написал краткое переложение священной для иудеев книги «Шульхан Арух», тем самым в первый раз отчетливо выразив в письменной форме идеологию хасидизма и систематизировав его доктрину. Название движения «Хабад Любавич» происходит от местечка Любавичи на территории современной Смоленской области, которое стало центром ветви хасидизма. Из этого местечка и раввин Йосеф Ицхак Шнеерсон, который начал собирать свою библиотеку в 1772 г., (сейчас она насчитывает 12 тыс. книг и 50 тыс. редких документов, в том числе 381 манускрипт). В 1915 г., во время Первой мировой войны, шестой любавический раввин Иосиф Шнеерсон покинул Любавичи и переехал в Ростов на Дону, а часть библиотеки (около 12 тыс. книг, в том числе уникальные издания начала XIX в.) сдал на хранение в Москву на книжный склад Персица и Полякова. По информации бывшего генерального директора Российской государственной библиотеки Виктора Федорова, после революции в 1918 г. эта часть коллекция была национализирована по декрету о научных фондах РСФСР и передана в Румянцевскую библиотеку, на основе которой была образована Государственная библиотека им. В.И.Ленина (ныне – Российская государственная библиотека).
Другую часть библиотеки (около 25 тыс. стр. рукописей) Шнеерсон, покинув СССР в 1927 г., вывез в Латвию, а потом в 1934 г. в Польшу, где бросил её при нападении фашистской Германии, уехав в 1939 г. в США, где основал «Всемирное движение Любавичских хасидов». Библиотека Шнеерсона была изъята в Германию, откуда в 1945 г. была перевезена в СССР вместе с другими трофейными документами и передана в Центральный государственный архив Красной армии (с 1992 г. - Российский государственный военный архив). В 1950 г. Ицхак Шнеерсон умер, не оставив никаких распоряжений насчет библиотеки. После его смерти деятельность хасидского лидера энергично продолжил зять и преемник, Менахем Мендл Шнеерсон. М.Шнеерсон родился в 1902 г. в г. Николаеве и умер в 1994 г. в Нью-Йорке. Во многом его усилиями Хабад-Любавич стало самым многочисленным и влиятельным течением в хасидизме. По предложению Шнеерсона в американских школах была введена так называемая Минута молчания (в начале учебного дня). В 1995 г. президент США Билл Клинтон, выступая на специальном совместном заседании обеих палат Конгресса, объявил о посмертном награждении лидера хасидов-Хабадников Золотой медалью Конгресса в знак признания его гуманистической деятельности; день рождения раввина отмечается в США как Национальный день воспитания, и, начиная с 1978 г., американские президенты ежегодно в день рождения Менахема Шнеерсона подписывают специальное обращение к народу.
Еще при его жизни в хасидизме популяризировалась идея, что М.Шнеерсон и есть мошиах («мессия»), которого ждут иудеи. В связи с этим, после его кончины раввины «Хабад-Любавич» приняли решение не избирать нового главу движения, считая, что «покойный лидер по-прежнему руководит им из Верхнего Мира». Ряд самых авторитетных лидеров движения выступили с заявлением, что «еврейский закон требует веры в то, что ребе – мошиах». Хабадники России и стран СНГ также присоединились к этому почитанию. В решении, подписанном видными раввинами и опубликованном в израильской газете «А-Цофе» 17 января 2000 г, в частности, говорится: «в соответствии с Галахическим законом, законами нашей Святой Торы и законами, сформулированными Маймонидом, любавичский Ребе является Царем-Мессией и пророком, ... повелеваем внимать предсказаниям пророка и веровать в то, что Он Царь-Мессия и явится нам в скором времени». Любавичские хасиды считают архив Шнеерсона религиозной святыней, особенно рукописные мистические трактаты XVIII в. Хасиды полагают, что благодаря библиотеке Шнеерсона они получат новые мистические свидетельства и пророчества и смогут расширить свое влияние в мире.
По инициативе М. Шнеерсона более 1400 центров «Хабад-Любавич» были открыты в 35 странах мира. В 1989 г. он направил в Россию раввина Берла Лазара. Сегодня еврейские общины под его духовным попечением в настоящий момент действуют более чем в 350 городах России и стран СНГ. В 1988 г. отдел рукописей Государственной библиотеки СССР им. В.И.Ленина посетила делегация хасидов из США вместе с американским предпринимателем Армандом Хаммером, которые просили вернуть им хасидские книги и рукописи. В начале 1990-х гг. М.Шнеерсон потребовал вернуть ему всю библиотеку тестя. Одновременно возле РГБ стали проходили пикеты хасидов, которые даже пытались захватить документы силой.
Поначалу, отмечается в музейном блоге, всё складывалось в пользу хасидов: с их притязаниями согласился Б.Ельцин, председатель Верховного Совета РСФСР Р.Хасбулатов высказался, что передача книг американским хасидам имела бы «не только благоприятный для нас международный резонанс, но и крупное практическое значение, имея в виду заинтересованность в этом деле международных деловых кругов еврейского бизнеса», и 8 октября 1991 г. Высший арбитражный суд РСФСР признал требования хасидов обоснованными, обязав Библиотеку вернуть им собрание Шнеерсона. Библиотека это решение не выполнила, заявив, что ее архивы - национальное достояние всего народа. 18 ноября того же года Высший арбитражный суд РСФСР вторично постановил немедленно начать передачу коллекции Шнеерсона в фонды специально для этого создаваемой Еврейской национальной библиотеки. На следующий день, как вспоминал заведующий отделом рукописей главной библиотеки страны Виктор Дерягин, «хасиды, а с ними было восемь американских граждан (среди них - профессора) и один израильский, пришли в ГБЛ с огромными ящиками для упаковки книг. Приехало американское телевидение. Хасиды исполняли ритуальные танцы, вели себя "раскованно", курили, плевались, а когда старый человек, дежурный по библиотеке, сделал им замечание, ударили его по лицу, сбили с ног, стали избивать. С милиционера, бросившегося на помощь, сорвали погон, топтали фуражку... Но "сверху" милиции был дан приказ: никакого насилия» (Литературная Россия. 29.11.1991). Библиотеку тогда удалось сберечь благодаря тому, что В.Дерягин грозился сжечь себя вместе с коллекцией, а затем спрятал ее в стенах библиотеки. Кроме того, передаче воспротивилась вся русская культурная общественность во главе с тогдашним министром культуры СССР Николаем Губенко.
Американский Сенат в 1992 г. обратился к руководству РФ с просьбой посодействовать в возвращении библиотеки Шнеерсона. Решением Правительства РФ № 157-р от 29 января 1992 г. распоряжение Ельцина о возвращении ценностей хасидской общине было подтверждено, однако 14 февраля 1992 г. Пленум Высшего арбитражного суда отменил все предыдущие решения и библиотека Шнеерсона осталась в РГБ. 17 февраля 1992 г. хасиды совершили погром в главной библиотеке России: «В 10.30 ко входу в "Ленинку" подкатило автобус, из которого выскочили 30 хасидов и бейтаровцев во главе с Левинсоном. Преградившего им путь постового милиционера С.Сорокина хасиды сбили на пол и стали избивать ногами, бить головой о пол и душить шарфом. Один из читателей библиотеки, пытавшийся заступиться за милиционера, был также сбит с ног. Хасиды опрокидывали и ломали в библиотеке шкафы, столы, стулья, пока не прибыли омоновцы и не оттеснили их. Скрывшись в своём автобусе, хасиды прокричали: "Считайте это предупреждением!". Сержант Сорокин был доставлен в больницу с черепно-мозговой травмой и переломом костей носа. Весь пол главного подъезда библиотеки БЫЛ ЗАЛИТ КРОВЬЮ избитых хасидами людей. Но никто из погромщиков не был привлечен к уголовной ответственности» (Советская Россия. 18.02.1992).
В 1995 г. при проверке вдруг выяснилось, что после трагической смерти В.Дерягина некоторые рукописи из библиотеки Шнеерсона пропали. В конце 1996 г., по данным СМИ часть рукописей была обнаружена на черном антикварном рынке в Израиле. Израильское правительство тогда вмешалось и остановило продажу, однако по закону не имело права вернуть книги «Хабаду». Об этом происшествии в начале 2009 г. «вспомнил» председатель американской Хельсинкской комиссии сенатор Бенджамин Кардин: «в письмах российскому правительству мои коллеги по Хельсинкской комиссии и коллеги в конгрессе просили о возвращении этих книг. То, что часть коллекции была найдена на черном рынке, очень прискорбно, особенно если учесть важность этих духовных текстов для еврейского народа». Работники РГБ, тщательно исследовав состав библиотеки Шнеерсона, обнаружили там ряд дублетных экземпляров (около 70 книг), которые передали в законном порядке еврейской общине в Москве. В настоящее время часть дубликатов книг, переданных хасидам, находится библиотеке Московского еврейского общинного центра в Марьиной Роще.
Весной 1998 г. во время официального визита за библиотеку Шнеерсона перед премьером Виктором Черномырдиным лично просил вице-президент США Альберт Гор. Хасидизм в России набирал силу, оттесняя на задний план традиционный иудаизм, представленный КЕРООР, Конгрессом еврейских религиозных общин и организаций России, во главе с раввином Адольфом Шаевичем. Хасиды отказались сотрудничать с КЕРООР и быстро расширили свое влияние, в т.ч. и во власти. Результатом этого стал переход к хасидической ФЕОР, альтернативной Федерации еврейских общин России, нескольких синагог в Москве, С.-Петербурге и других городах и объявление Берл Лазара вторым главным раввином. В 1999 г. между теми и другими возник конфликт по вопросу передачи в российские синагоги из Росархива свитков Торы. Переговоры об этом, КЕРООР успешно вел несколько лет. Передача 61 свитка должна была состояться на IV съезде Конгресса 15 декабря 1999 г. Но буквально за месяц до этого было объявлено о создании ФЕОР, которая тут же предъявила собственные претензии на свитки Торы, а по сути претензии на признание властями. В результате передача не состоялась, и раввин Адольф Шаевич по данному поводу даже писал в российское Правительство: «ФЕОР не выражает интересов российского еврейства и занимается изъятием из русских архивов религиозной литературы с целью передачи ее за рубеж (в США)».
20 февраля 2005 г. 100 членов Сената и большинство членов Конгресса США подписали официальное обращение к тогдашнему Президенту России Владимиру Путину с просьбой содействовать возвращению книг Шнеерсона «Хабаду». По сообщениям источников в сенате США, отмена поправки Джексона-Вэника напрямую зависит от возвращения Россией библиотеки Шнеерсона, поскольку хасиды заручились неформальной поддержкой многих сенаторов и конгрессменов, обещавших не давать добро на отмену поправки до тех пор, пока вопрос с библиотекой не будет решен.