В период разработки данного законодательного акта, ряд общественных объединений обратились в различные государственные органы и выступили в прессе по поводу несовершенства отдельных его положений.
Несмотря на первоначальную негативную реакцию некоторых политиков, участвовавших в работе над законом, публичные обвинения в некомпетентности и даже в недобросовестности представителей общественности, тем не менее, все принципиальные замечания, указанные в заключении общественной экспертизы на законопроект, были признаны обоснованными и учтены в его последней редакции. В итоге из закона были исключены положения, допускавшие для детей с 12-летнего возраста «изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной» (половое просвещение), легализующие секспросвет, эротику и порнографию в образовательном процессе, а также нормы, позволявшие употребление бранных слов и выражений в информационной продукции для детей до 12 лет.
Кроме того, из закона были полностью исключены ювенальные технологии, определявшие указанную информацию как надлежащую для воспитания детей. В случае попыток родителей оградить детей от такого рода информации, эти положения могли послужить основанием для квалификации их действий как невыполнение требований закона о надлежащем воспитании детей и привлечения к ответственности, предусмотренной действующим законодательством (ограничение или лишение родительских прав, административный штраф или уголовная ответственность, если действия родителей сопряжены с жестоким обращением с детьми), как это практикуется в европейских странах.
Понятие «надлежащее воспитание», изложенное в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и представлявшее собой либеральную трактовку права ребенка на воспитание в широком смысле, которому, по мнению авторов закона, должна была соответствовать информационная продукция для детей, также полностью исключено из его текста. Это очередная победа общественных сил, входящих в анти-ювенальное движение России.
Федеральный закон направлен на защиту от информации, побуждающей детей к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, употреблению наркотиков и других одурманивающих веществ, табака и алкоголя, пива, к участию в азартных играх, занятию проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, иному противоправному поведению, содержащей нецензурную брань и порнографию, а также содержит положения, ограждающие детей от насилия и жестокости, бранных слов и выражений, информации о половых отношениях между мужчиной и женщиной в зависимости от возраста.
Информационная продукция для несовершеннолетних должна будет проходить соответствующую экспертизу и маркироваться в соответствии с возрастной категорией детей. Распространение вредной для детей информации посредством теле- и радио- вещания будет ограничено по времени (в вечерние и ночные часы), а запрещённая для детей полиграфическая продукция должна будет распространяться в запечатанных упаковках.
К сожалению, положения закона не распространяются на рекламу, которая в настоящее время является наиболее распространённой информационной продукцией, наносящей вред развитию и здоровью подрастающего поколения.
Пока не ясно, какая ответственность будет предусмотрена за нарушение данного Федерального закона. В самом законе содержится отсылочная норма к законодательству Российской Федерации. Санкции же будут установлены в Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"», который в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе.
Правом осуществлять общественный контроль за соблюдением требований данного Федерального закона наделены зарегистрированные в установленном порядке общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане.
Данным правом не смогут воспользоваться общественные объединения, не прошедшие государственную регистрацию. Такое положение не соответствует статье 18 Федерального закона «Об общественных объединениях», которая устанавливает, что общественное объединение осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права и принимает обязанности с момента принятия решения о его создании, утверждении устава и формировании руководящих органов. Регистрация же необходима общественным объединениям лишь в случае осуществления ими полномочий юридического лица.
Таким образом, Федеральный закон необоснованно ограничил право общественных объединений, не прошедших государственную регистрацию, на осуществление своей уставной деятельности.
В последний же момент перед принятием в окончательном третьем чтении, в текст будущего Федерального закона было включено положение, лишающее общественные организации права непосредственно обращаться за экспертизой информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей к экспертам или экспертным организациям. Экспертиза информационной продукции будет проводиться лишь по решению некоего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, а организации и граждане смогут лишь просить этот орган о назначении экспертизы. Никаких положений, регулирующих порядок и основания назначения экспертизы, в законе нет. Эти вопросы полностью отданы на усмотрение самого органа, что является коррупциогенным фактором и исключает возможность признания отказа в назначении экспертизы необоснованным.
Нормы, предусматривающие существование указанного органа, также введены в Федеральный закон непосредственно перед его окончательным принятием и не ясно, будет ли это какое-то уже существующее ведомство, или это будет новый специальный орган, защищающий права детей, создания которого уже давно добиваются лоббисты ювенальной системы.
Эти поправки внесены депутатом Государственной Думы от партии Единая Россия, первым заместителем Председателя Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Натальей Карпович, которая является главным организатором, идейным вдохновителем и двигателем Питерского Форума «Защита детей. Модернизация государственной семейной политики 2010-2020 г.г.», направленного на введение в России полномасштабной ювенальной юстиции западного образца.
Но самым циничным оказалось то, что в последнем чтении была принята поправка той же Натальи Карпович, согласно которой данный Федеральный закон вступит в силу с 1 сентября 2012 года. Это не просто издевательство, а настоящее глумление над народом, который с таким нетерпением ждёт от государства хоть какой-то защиты своих детей от потока разврата, насилия и жестокости, обрушивающегося на их неокрепшую психику с экранов телевизоров, страниц журналов и газет, из Интернета и всего окружающего мира! И если государство приняло решение о том, что детей необходимо от этого оградить, признало, что такая деятельность является порочной и не отвечает требованиям информационной безопасности, то совершенно не ясно, что заставляет его откладывать исполнение принятых норм, продолжая подвергать своих юных граждан растлению, нанося вред их здоровью и полноценному развитию? Ведь это зло уже сейчас, а не станет таковым с 2012 года. Такое положение дискредитирует государство и его органы в глазах простых людей, родителей, и ставит на сторону преступников, от чьих безответственных действий за эти почти два года могут пострадать новые и новые детские души.
Ситуация требует реакции институтов гражданского общества и могла - бы быть разрешена с помощью обращений общественности, а также неравнодушных родителей к властям с требованием внести в принятый Федеральный закон изменения, предусматривающие иной срок вступления его в силу, а также направленные на исправление положений, ущемляющих права общественных объединений.
Ольга Леткова, директор Независимого центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, специально для «Русской народной линии»
1. Благими намерениями вымощена дорога в ад