«Мы видим возвращение абсолютно асоциальной политики, частного и государственного произвола, возрождение либерализма. Вместе со всем этим получили в комплекте еще и Мавроди. И еще скажите спасибо, что Мавроди, а не Басаева. Получится ли что-нибудь у Мавроди? "Единая Россия" обманывает нас 10 лет, а ей верят. Мавроди обманывал страну полгода почти 16 лет назад. Разве может наш народ ему не поверить? Так что ждите через полгода книгу Мавроди "Как я облапошил Россию во второй раз"», - заключил Михаил Делягин.
В свою очередь, известный политолог Сергей Кара-Мурза в интервью порталу KM.ru заметил, что «если рассматривать эту затею с точки зрения бизнес-составляющей, то я не думаю, что ее организаторы рассчитывают на серьезные результаты». «Конечно, что-то, может быть, и удастся сорвать. Но если Мавроди надеется на большую финансовую отдачу, то значит, он действительно находится в исключительно сложном финансовом положении».
«Однако я бы предложил трактовать эту ситуацию менее тривиально. Возможно, речь идет о попытке провести очередную кампанию по воздействию на общественное сознание. А как экспериментальный и познавательный инструмент полученная информация о реакции общества, она может оказаться весьма даже небезынтересной и любопытной. Очень часто доводится наблюдать на первый взгляд весьма странные кампании, разумный смысл которых может заключаться только в том, чтобы проверить, в каком состоянии находится общественное сознание. И то, насколько оно вообще реагирует на всякого рода "липу". Как показывает опыт, если в разыгрываемом спектакле применяется какая-то новая идея, то люди вполне могут на нее клюнуть. И еще некоторое время после этого она будет работать. Это важно, потому что на старые приемы люди уже больше не поддаются», - заметил Кара-Мурза.
«В настоящий момент никто из социологов не сможет вам предсказать, каким образом люди отреагируют на очередное начинание Мавроди, - продолжил политолог. - Они могут лишь высказывать свои предположения. В этом смысле окончательный ответ на вопрос может дать только практический эксперимент. Достаточно сказать, что история МММ сразу же попала в поле зрения социальных психологов и позволила получить весьма интересные выводы. Детально изучался социальный состав людей, которые "клюнули", их профессиональную принадлежность, уровень образования и т.д. Этому было посвящено довольно много работ, которые были опубликованы в академических журналах. Так что в качестве эксперимента (правда, достаточно циничного) прежняя акция Сергея Мавроди свою роль, безусловно, сыграла. Точнее говоря, она была задумана, конечно, не для этого, но ее потом использовали в данном качестве».
«Реакция нашего общества на провокационную затею Сергея Мавроди может, например, показать, насколько оно сохраняет свою коллективную память, - предполагает эксперт. - Если мы увидим резкое поколенческое различие среди тех, кто клюнет на новый МММ (например, старики не клюнут, а молодые не почувствуют подвоха), это значит, что налицо разрыв социокультурной преемственности. Напомню, что в 1990-е гг. больше всего "повелись" пенсионеры, причем, как ни странно, в основном лица с высшим образованием. В то время как представители рабочих профессий на это совершенно не обратили внимания. Хотя реклама с Леней Голубковым, казалось бы, была рассчитана именно на них. Еще более странно то, что практически никто из вкладчиков МММ не верил, что смогут получить свои деньги. Это совершенно необычный поведенческий феномен, который представлялся как необъяснимый парадокс».
Этот парадокс, по мнению С.Кара-Мурзы, отражал ситуацию, когда «культурная травма, нанесенная людям в момент развала советской системы, оказалась настолько велика, что люди утратили способность к адекватному анализу». «Известно, что любые тяжелые потрясения часто вызывают подобное массовое помрачение сознания. Наверное, сегодня, по прошествии 20 лет, такого мы уже не наблюдаем. Но какие-то новые нюансы могут обнаружиться. Очевидно, что они будут представлять практический интерес для российских политиков, которым предстоит вступить в очередной электоральный цикл. Кроме того, они активно ищут информационные поводы для своих публичных заявлений. В этом смысле новая акция Мавроди, который уже становился возмутителем общественного спокойствия, для них - лишний повод для самопиара. И по мере приближения выборов таких поводов будет все больше и больше», - считает Сергей Кара-Мурза.