Иерей Алексий Мороз: Нам нужны не «винтики», а духовно развитые личности

По мнению священника, предлагаемая «Единой Россией» реформа школы нацелена на создания «человека массовой культуры и покорного раба низменных потребностей»

ДелоРус 
0
155
Время на чтение 5 минут
«К сожалению, очень часто за внешне красивыми и правильными словами скрывается совершенно противоположное внутреннее содержание. И если у людей православных патриотизм ассоциируется, прежде всего, с любовью к Родине, к духовной жизни своего народа - Православию с принципами нравственности, основанные на любви к ближнему и самопожертвованием во имя ближнего, то в наше время это совсем иное. Это воспитание "общечеловеческих ценностей", "толерантности" – терпимости ко греху, а значит, безнравственности. Апостол Павел ясно и четко сказал: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:11). Человек должен иметь четкие критерии истины и понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Для понимания этих четких критериев необходимо познание евангельских истин, которые являются основой духовной жизни. Но это, к сожалению, не предлагается», - сказал в интервью «Русской народной линии» известный священник, кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз, комментируя масштабную реформу старшей школы, которая должна стартовать в этом году.

С 2011 года в российских школах начинается масштабная реформа старшей школы, в рамках которой будет уменьшено количество образовательных предметов в пользу нравственного воспитания детей, сообщает Newsru.com. Об этом сообщил глава комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев. Он уточнил, что до 15 февраля будет проходить публичное обсуждение, а введение нового устройства будет постепенным в течение всего года. В перспективе учебный день учащихся старшей школы будет делиться на две части: образовательную и воспитательную. От изучения некоторых предметов предполагается отказаться «в пользу воспитания патриотизма». «В результате нововведений никакого увеличения нагрузки на школьников не будет - произойдет лишь ее перераспределение», - заверил Ивлиев.

Предметная программа будет делиться на пять групп, из выбранной школой группы предметов три-четыре можно будет изучать в качестве базовых, еще три-четыре - в качестве профильных, специальных. По мнению самого Ивлиева, «изменения в школьной программе исходят из тех потребностей, которые складываются в школе». «Духовно-нравственное воспитание, воспитание патриотизма, социализация ребенка - это не отдельный предмет. Преподавая любой предмет, мы должны давать эти ценности. Необходимо уделить внимание тому, чтобы дети воспитывались в школе, и кроме "суммы знаний", получали те общечеловеческие ценности, которые есть в жизни», - считает глава комитета.

«Последние годы в школе мы давали только знания, но не воспитывали. Результатом этого стало побоище на Манежной площади», - сообщил автор проекта, гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. Теперь решено сделать крутой поворот. Главной целью старших классов станет воспитание нравственного и ответственного патриота.

Кроме того, в рамках нового законопроекта «Об образовании» предлагается ввести стандарт поведения и оценку по духовно-нравственному воспитанию. Однако, по мнению вице-президента Российской академии образования (РАО) Виктора Болотова, введение такой оценки может привести к необратимым процессам, так как пока не прописан конкретный инструментарий, позволяющий измерить патриотизм учащегося. «Если на экзамене по математике можно проверить уровень владения знаниями по этому предмету, то как проверить уровень нравственности школьника?» - задается вопросом эксперт. «Я не против патриота, но надо придумать такой инструментарий, который сможет оценить градус патриотизма. Вот это ужасно», - отметил эксперт, добавив, что тут «Советский Союз просто "отдыхает"». Окончательное решение по этому вопросу примет Министерство образования.

Комментируя эту информацию, иерей Алексий Мороз заметил, что, судя по всему, авторы законопроекта понимают под воспитанием патриотизма «моделирование определенного типа человека, который был бы послушным винтиком определенного механизма, не выступал бы против социальной несправедливости, повсеместной безнравственности, а работал бы в заданном функциональном порядке, был бы своего рода "рабочей лошадкой". Это, видимо, нужно для манипулирования сознанием человека, для создания человека "массовой культуры" и покорного раба низменных потребностей, а вовсе не для духовного развития его личности».

«Если говорить о нашей педагогике и педагогических процессах, то нужно отметить следующее. Наша педагогика терпит крах. Если 90% детей идут в первый класс с радостью и хотят учиться, то по окончанию первого класса 60% уже не хотят ходить в школу. А к 9 классу около 80% ребят идут в школу "потусоваться". Они не познают, не углубляются в учебный процесс. Ко мне, как к психологу и педагогу обращались директора разных школ с вопросом - как создать у детей старших классов мотивацию с тем, чтобы они могли хоть как-то сдать экзамены по ЕГЭ. Все это говорит о том, что школа сегодня своей функции не выполняет - ни учебной, ни воспитательной. Если в школу приходят дети еще достаточно нравственно чистые, совестливые, то на выходе из школы они больны, расслаблены и обуреваемы многими пороками», - сказал отец Алексий.

«Сейчас я пишу работу под названием "Психология насилия", - рассказал священник. - Дело в том, что наша современная педагогика как раз основана на психологии насилия. Изначально ребенка не воспитывают, не стимулируют, а принуждают. Это имеет свои исторические корни в советской диктатуре, когда метод насилия вошел в структуру жизни каждого человека и превратился в педагогический принцип. Это насилие и принуждение вместо развития базовых нравственных качеств, присущих природе человека, - есть глубочайшая ошибка. Следует пробуждать и развивать в человеке голос совести, голос правды, и делать это не насилием, а воспитанием в любви, так, чтобы этот процесс приносил человеку радость. Процесс этот не должен быть излишне сложным, перенасыщенным. С учетом возрастной психологии надо понимать, какие материалы человек способен усвоить в определенном возрасте. Способность к абстрактному мышлению, мышлению в категориях развивается со временем, а когда ребенку выдвигаются требования определить какой-то предмет или синтезировать какие-то понятия, это заранее обречено на неуспех. В школах же сегодня присутствует завышенная сложность программ, нет четкого усвоения азбучных истин, нет легкости и радости в обучении, а есть чрезмерная напряженность, отбивающая у ребенка охоту и способность к обучению».

«Чтобы учебный процесс приносил радость и вместе с тем пользу, следует привносить в него воспитание в любви, основываясь на реальных образцах человеколюбия, жертвенности, взаимопомощи. И кроме привития и взращивания в детях этих необходимых качеств, следует вовлекать школьных коллектив в совместные действия - прогулки, игры, труд. Это должна быть школа, в которую хочется прийти, в которой есть свет, радость, дружба. Для этого, в частности, нужно поднимать материальное благосостояние школ, увеличивать зарплаты учителям. По преимуществу воспитанием должен заниматься мужчина, поэтому в школах должно быть больше мужчин. Но они не идут туда работать из-за мизерной оплаты труда», - добавил он.

«А если при сохранении старой системы образования сократить учебные программы и ввести "духовно-патриотическое воспитание", которое никакого отношения к подлинной духовности и патриотизму не имеет, то ситуация только усугубится. Нужно четко определить концепцию новой школы, определить ее цели и задачи, выстроить содержательную часть по всем классам и на основании этого создать методические и практические материалы. Только имея цельные представления о необходимом образе школы и учебного процесса, можно вносить эти изменения. Без этого попытки что-то перекроить будут бесполезны и вредны», - заключил иерей Алексий Мороз.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Алексий Мороз
Очень нужен церковный дождик
«Обращение к православному народу» священника Алексия Мороза и комментарий Анатолия Степанова
18.02.2016
«Это сатанинская диверсия»
Иерей Алексий Мороз о пагубности культа, основанного на серии книг «Гарри Поттер»
29.01.2016
«Это ужасающее событие для всего православного мира»
Иерей Алексий Мороз о решении греческого парламента, допустившего для содомитов возможность заключения т.н. «договоров сожительства»
24.12.2015
Все статьи Священник Алексий Мороз
ДелоРус
«Наша проектная деятельность будет развиваться
Состоялось годовое собрание Александро-Невского братства
27.02.2024
Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Память 23 ноября / 6 декабря
06.12.2023
«Его любила паства за простоту, отзывчивость»
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского»
14.11.2023
Кроткий и мужественный архипастырь
В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского»
07.11.2023
«Постараюсь подражать владыке Назарию»
В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин
31.08.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40