С 2011 года в российских школах начинается масштабная реформа старшей школы, в рамках которой будет уменьшено количество образовательных предметов в пользу нравственного воспитания детей, сообщает Newsru.com. Об этом сообщил глава комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев. Он уточнил, что до 15 февраля будет проходить публичное обсуждение, а введение нового устройства будет постепенным в течение всего года. В перспективе учебный день учащихся старшей школы будет делиться на две части: образовательную и воспитательную. От изучения некоторых предметов предполагается отказаться «в пользу воспитания патриотизма». «В результате нововведений никакого увеличения нагрузки на школьников не будет - произойдет лишь ее перераспределение», - заверил Ивлиев.
Предметная программа будет делиться на пять групп, из выбранной школой группы предметов три-четыре можно будет изучать в качестве базовых, еще три-четыре - в качестве профильных, специальных. По мнению самого Ивлиева, «изменения в школьной программе исходят из тех потребностей, которые складываются в школе». «Духовно-нравственное воспитание, воспитание патриотизма, социализация ребенка - это не отдельный предмет. Преподавая любой предмет, мы должны давать эти ценности. Необходимо уделить внимание тому, чтобы дети воспитывались в школе, и кроме "суммы знаний", получали те общечеловеческие ценности, которые есть в жизни», - считает глава комитета.
«Последние годы в школе мы давали только знания, но не воспитывали. Результатом этого стало побоище на Манежной площади», - сообщил автор проекта, гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. Теперь решено сделать крутой поворот. Главной целью старших классов станет воспитание нравственного и ответственного патриота.
Кроме того, в рамках нового законопроекта «Об образовании» предлагается ввести стандарт поведения и оценку по духовно-нравственному воспитанию. Однако, по мнению вице-президента Российской академии образования (РАО) Виктора Болотова, введение такой оценки может привести к необратимым процессам, так как пока не прописан конкретный инструментарий, позволяющий измерить патриотизм учащегося. «Если на экзамене по математике можно проверить уровень владения знаниями по этому предмету, то как проверить уровень нравственности школьника?» - задается вопросом эксперт. «Я не против патриота, но надо придумать такой инструментарий, который сможет оценить градус патриотизма. Вот это ужасно», - отметил эксперт, добавив, что тут «Советский Союз просто "отдыхает"». Окончательное решение по этому вопросу примет Министерство образования.
Комментируя эту информацию, иерей Алексий Мороз заметил, что, судя по всему, авторы законопроекта понимают под воспитанием патриотизма «моделирование определенного типа человека, который был бы послушным винтиком определенного механизма, не выступал бы против социальной несправедливости, повсеместной безнравственности, а работал бы в заданном функциональном порядке, был бы своего рода "рабочей лошадкой". Это, видимо, нужно для манипулирования сознанием человека, для создания человека "массовой культуры" и покорного раба низменных потребностей, а вовсе не для духовного развития его личности».
«Если говорить о нашей педагогике и педагогических процессах, то нужно отметить следующее. Наша педагогика терпит крах. Если 90% детей идут в первый класс с радостью и хотят учиться, то по окончанию первого класса 60% уже не хотят ходить в школу. А к 9 классу около 80% ребят идут в школу "потусоваться". Они не познают, не углубляются в учебный процесс. Ко мне, как к психологу и педагогу обращались директора разных школ с вопросом - как создать у детей старших классов мотивацию с тем, чтобы они могли хоть как-то сдать экзамены по ЕГЭ. Все это говорит о том, что школа сегодня своей функции не выполняет - ни учебной, ни воспитательной. Если в школу приходят дети еще достаточно нравственно чистые, совестливые, то на выходе из школы они больны, расслаблены и обуреваемы многими пороками», - сказал отец Алексий.
«Сейчас я пишу работу под названием "Психология насилия", - рассказал священник. - Дело в том, что наша современная педагогика как раз основана на психологии насилия. Изначально ребенка не воспитывают, не стимулируют, а принуждают. Это имеет свои исторические корни в советской диктатуре, когда метод насилия вошел в структуру жизни каждого человека и превратился в педагогический принцип. Это насилие и принуждение вместо развития базовых нравственных качеств, присущих природе человека, - есть глубочайшая ошибка. Следует пробуждать и развивать в человеке голос совести, голос правды, и делать это не насилием, а воспитанием в любви, так, чтобы этот процесс приносил человеку радость. Процесс этот не должен быть излишне сложным, перенасыщенным. С учетом возрастной психологии надо понимать, какие материалы человек способен усвоить в определенном возрасте. Способность к абстрактному мышлению, мышлению в категориях развивается со временем, а когда ребенку выдвигаются требования определить какой-то предмет или синтезировать какие-то понятия, это заранее обречено на неуспех. В школах же сегодня присутствует завышенная сложность программ, нет четкого усвоения азбучных истин, нет легкости и радости в обучении, а есть чрезмерная напряженность, отбивающая у ребенка охоту и способность к обучению».
«Чтобы учебный процесс приносил радость и вместе с тем пользу, следует привносить в него воспитание в любви, основываясь на реальных образцах человеколюбия, жертвенности, взаимопомощи. И кроме привития и взращивания в детях этих необходимых качеств, следует вовлекать школьных коллектив в совместные действия - прогулки, игры, труд. Это должна быть школа, в которую хочется прийти, в которой есть свет, радость, дружба. Для этого, в частности, нужно поднимать материальное благосостояние школ, увеличивать зарплаты учителям. По преимуществу воспитанием должен заниматься мужчина, поэтому в школах должно быть больше мужчин. Но они не идут туда работать из-за мизерной оплаты труда», - добавил он.
«А если при сохранении старой системы образования сократить учебные программы и ввести "духовно-патриотическое воспитание", которое никакого отношения к подлинной духовности и патриотизму не имеет, то ситуация только усугубится. Нужно четко определить концепцию новой школы, определить ее цели и задачи, выстроить содержательную часть по всем классам и на основании этого создать методические и практические материалы. Только имея цельные представления о необходимом образе школы и учебного процесса, можно вносить эти изменения. Без этого попытки что-то перекроить будут бесполезны и вредны», - заключил иерей Алексий Мороз.