Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Иерей Алексий Мороз: Нам нужны не «винтики», а духовно развитые личности

ДелоРус и Александро-Невская Семья / 14.01.2011


По мнению священника, предлагаемая «Единой Россией» реформа школы нацелена на создания «человека массовой культуры и покорного раба низменных потребностей» …

«К сожалению, очень часто за внешне красивыми и правильными словами скрывается совершенно противоположное внутреннее содержание. И если у людей православных патриотизм ассоциируется, прежде всего, с любовью к Родине, к духовной жизни своего народа - Православию с принципами нравственности, основанные на любви к ближнему и самопожертвованием во имя ближнего, то в наше время это совсем иное. Это воспитание "общечеловеческих ценностей", "толерантности" – терпимости ко греху, а значит, безнравственности. Апостол Павел ясно и четко сказал: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:11). Человек должен иметь четкие критерии истины и понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Для понимания этих четких критериев необходимо познание евангельских истин, которые являются основой духовной жизни. Но это, к сожалению, не предлагается», - сказал в интервью «Русской народной линии» известный священник, кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз, комментируя масштабную реформу старшей школы, которая должна стартовать в этом году.

С 2011 года в российских школах начинается масштабная реформа старшей школы, в рамках которой будет уменьшено количество образовательных предметов в пользу нравственного воспитания детей, сообщает Newsru.com. Об этом сообщил глава комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев. Он уточнил, что до 15 февраля будет проходить публичное обсуждение, а введение нового устройства будет постепенным в течение всего года. В перспективе учебный день учащихся старшей школы будет делиться на две части: образовательную и воспитательную. От изучения некоторых предметов предполагается отказаться «в пользу воспитания патриотизма». «В результате нововведений никакого увеличения нагрузки на школьников не будет - произойдет лишь ее перераспределение», - заверил Ивлиев.

Предметная программа будет делиться на пять групп, из выбранной школой группы предметов три-четыре можно будет изучать в качестве базовых, еще три-четыре - в качестве профильных, специальных. По мнению самого Ивлиева, «изменения в школьной программе исходят из тех потребностей, которые складываются в школе». «Духовно-нравственное воспитание, воспитание патриотизма, социализация ребенка - это не отдельный предмет. Преподавая любой предмет, мы должны давать эти ценности. Необходимо уделить внимание тому, чтобы дети воспитывались в школе, и кроме "суммы знаний", получали те общечеловеческие ценности, которые есть в жизни», - считает глава комитета.

«Последние годы в школе мы давали только знания, но не воспитывали. Результатом этого стало побоище на Манежной площади», - сообщил автор проекта, гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. Теперь решено сделать крутой поворот. Главной целью старших классов станет воспитание нравственного и ответственного патриота.

Кроме того, в рамках нового законопроекта «Об образовании» предлагается ввести стандарт поведения и оценку по духовно-нравственному воспитанию. Однако, по мнению вице-президента Российской академии образования (РАО) Виктора Болотова, введение такой оценки может привести к необратимым процессам, так как пока не прописан конкретный инструментарий, позволяющий измерить патриотизм учащегося. «Если на экзамене по математике можно проверить уровень владения знаниями по этому предмету, то как проверить уровень нравственности школьника?» - задается вопросом эксперт. «Я не против патриота, но надо придумать такой инструментарий, который сможет оценить градус патриотизма. Вот это ужасно», - отметил эксперт, добавив, что тут «Советский Союз просто "отдыхает"». Окончательное решение по этому вопросу примет Министерство образования.

Комментируя эту информацию, иерей Алексий Мороз заметил, что, судя по всему, авторы законопроекта понимают под воспитанием патриотизма «моделирование определенного типа человека, который был бы послушным винтиком определенного механизма, не выступал бы против социальной несправедливости, повсеместной безнравственности, а работал бы в заданном функциональном порядке, был бы своего рода "рабочей лошадкой". Это, видимо, нужно для манипулирования сознанием человека, для создания человека "массовой культуры" и покорного раба низменных потребностей, а вовсе не для духовного развития его личности». 

«Если говорить о нашей педагогике и педагогических процессах, то нужно отметить следующее. Наша педагогика терпит крах. Если 90% детей идут в первый класс с радостью и хотят учиться, то по окончанию первого класса 60% уже не хотят ходить в школу. А к 9 классу около 80% ребят идут в школу "потусоваться". Они не познают, не углубляются в учебный процесс. Ко мне, как к психологу и педагогу обращались директора разных школ с вопросом - как создать у детей старших классов мотивацию с тем, чтобы они могли хоть как-то сдать экзамены по ЕГЭ. Все это говорит о том, что школа сегодня своей функции не выполняет - ни учебной, ни воспитательной. Если в школу приходят дети еще достаточно нравственно чистые, совестливые, то на выходе из школы они больны, расслаблены и обуреваемы многими пороками», - сказал отец Алексий.

«Сейчас я пишу работу под названием "Психология насилия", - рассказал священник. - Дело в том, что наша современная педагогика как раз основана на психологии насилия. Изначально ребенка не воспитывают, не стимулируют, а принуждают. Это имеет свои исторические корни в советской диктатуре, когда метод насилия вошел в структуру жизни каждого человека и превратился в педагогический принцип. Это насилие и принуждение вместо развития базовых нравственных качеств, присущих природе человека, - есть глубочайшая ошибка. Следует пробуждать и развивать в человеке голос совести, голос правды, и делать это не насилием, а воспитанием в любви, так, чтобы этот процесс приносил человеку радость. Процесс этот не должен быть излишне сложным, перенасыщенным. С учетом возрастной психологии надо понимать, какие материалы человек способен усвоить в определенном возрасте. Способность к абстрактному мышлению, мышлению в категориях развивается со временем, а когда ребенку выдвигаются требования определить какой-то предмет или синтезировать какие-то понятия, это заранее обречено на неуспех. В школах же сегодня присутствует завышенная сложность программ, нет четкого усвоения азбучных истин, нет легкости и радости в обучении, а есть чрезмерная напряженность, отбивающая у ребенка охоту и способность к обучению». 

«Чтобы учебный процесс приносил радость и вместе с тем пользу, следует привносить в него воспитание в любви, основываясь на реальных образцах человеколюбия, жертвенности, взаимопомощи. И кроме привития и взращивания в детях этих необходимых качеств, следует вовлекать школьных коллектив в совместные действия - прогулки, игры, труд. Это должна быть школа, в которую хочется прийти, в которой есть свет, радость, дружба. Для этого, в частности, нужно поднимать материальное благосостояние школ, увеличивать зарплаты учителям. По преимуществу воспитанием должен заниматься мужчина, поэтому в школах должно быть больше мужчин. Но они не идут туда работать из-за мизерной оплаты труда», - добавил он.

«А если при сохранении старой системы образования сократить учебные программы и ввести "духовно-патриотическое воспитание", которое никакого отношения к подлинной духовности и патриотизму не имеет, то ситуация только усугубится. Нужно четко определить концепцию новой школы, определить ее цели и задачи, выстроить содержательную часть по всем классам и на основании этого создать методические и практические материалы. Только имея цельные представления о необходимом образе школы и учебного процесса, можно вносить эти изменения. Без этого попытки что-то перекроить будут бесполезны и вредны», - заключил иерей Алексий Мороз.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 19

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

19. Иванов : Дмитрию В.Ч. (17)
2011-01-15 в 13:36

ОБЖ - пустая трата времени! Самый бесполезный предмет!

В мои школьные годы не было ОБЖ, но на крышах электричек никто не катался. И что такое "передоз" никто не догадывался. И по вечерним улицам дети ходили спокойно. И термин КОМЕНДАНТСКИЙ ЧАС у нас был ассоциирован с орднунгом, установленным фашистами на оккупированных территориях!

Кутилы и прожигатели жизни из Хромой Лошади, надо полагать, плохо ОБЖ учили!
18. Василий Н : Надо подумать и об альтернативном образовании
2011-01-15 в 13:14

Чтобы поступить в первый класс, надо уже уметь читать, совершать арифметические действия с числами в пределах десятка, а в гимназиях пройти тест на коэффициент IQ. Через 11 лет мы получаем образованца, пишущего с грубыми грамматическими ошибками, с набором самых примитивных стереотипов. Современная 11-летка дает разрозненные сведения, но не дает ни знаний, ни навыков. Бедные дети даже не знают, как их применять в жизни. Достаточно побывать на школьном выпускном, чтобы получить яркое впечатление от этого "продукта".
В первые годы СССР была создана сеть школ с 4-классным образованием. Первый духовник Серафимо-Дивеевского монастыря схиигумен Феодор (Ожиганов)(+1995) окончил такую 4-классную школу. Во время срочной службы в Красной Армии он прошел курсы военфельдшеров и всю войну выносил раненых с поля боя. Позднее работал фельдшером станции Скорой помощи и главврачом участковой больницы. После принятия пострига в Псково-Печерском монастыре он был монастырским лекарем. Врачи из г.Печеры приглашали его на сложные вызовы к гражданскому населению!
Дедушка моей супруги тоже окончил 4-х классную школу, после войны работал журналистом, корреспондентом ТАСС, написал книгу об истории боевого ополчения, выпущенную массовым тиражом.
Выпускники таких 4-классных школ имели удивительно разностороннее знание жизни. Кстати, церковно-приходские школы в Царской России славились так своим крепким преподаванием, их выпускники прекрасно знали Евангелие и Псалтирь, умели верно ориентироваться в жизни.
17. Дмитрий В.Ч. : 16. Василий Н :
2011-01-15 в 12:45

Уважаемый Василий, позвольте Вас поправить: ОБЖ - это не лженаука, а вовсе не наука. И это правильно!
Вы, видимо, не сознаете, что бОльшая часть того, что преподают в школе - не науки, а полезные сведения и практические навыки. Потому что задача школы - не ученых воспитать, а граждан, подготовленных к жизни в нашем обществе.
И то, что ОБЖ содержит примитивные инструкции (если это так: я не знаю и полагаюсь на Ваше мнение) - тоже правильно. Если эти инструкции работают и действительно помогают выжить - то они и должны быть примитивными, чтобы даже самый тупой ученик их усвоил. Ведь жизнь даже самого тупого ученика тоже священна!
16. Василий Н : многодетной маме
2011-01-15 в 12:23

Вы писали: "Обязательными станут ... основы безопасности жизнедеятельности..."
А ведь ОБЖ - это лженаука! Она ничего не изучает, а просто предлагает набор примитивных инструкций. Видимо, что переход к преподаванию лженаук в средней школе и составляет курс "модернизации" образования.
15. Солнца Г.И. : о сути
2011-01-15 в 04:28

Жалко, что батюшка озаботился "царапинами" на креслах, не обращая внимание на "экскаваторы", которые разрушают дом, в котором мы живём.
Это акт толерантности, превративший минуту в процесс молчания?
Или горло воспалилось?
До не возможности говорить правду...
14. Солнца Г.И. : о сути
2011-01-15 в 04:19

Верный подход.
Желаю счастья
13. Елена Родченкова : Многодетной маме.
2011-01-15 в 02:07

Редко так радует комментарий. Спасибо Вам, чистая душа. Мальчишки Ваши - с Божьей искоркой искренности. Она не погаснет. Большой им привет от таких же поющих гимн и рыдающих на параде 9 мая маленьких девченок!
12. многодетная мама : что такое патриотизм или как любить свою Родину...
2011-01-15 в 00:29

У нас депутаты областной Думы собирались за круглым столом на тему патриотического воспитания молодежи. Квинтэссенцией была констатация факта того, что никто толком не понимает что такое патриотизм, что называется «не сошлись во мнениях». Путин говорил о необходимости воспитания патриотизма в армии, при событиях на «Манежной». Патриотизм он понимает «по – советскому». Д. Медведев – диаметрально противоположно. У него это: «способность сидеть на одной лавке разным партиям в США» ( в качестве примера толерантности)
Вот до чего «додумались» Единоросы на заседании Государственно-патриотического клуба партии: «количество предметов также сократится вдвое. Их останется 9. Обязательными станут физкультура, основы безопасности жизнедеятельности, «гражданская зрелость» и «Россия в мире». Остальные 5 - по выбору. Этот момент вызвал в партии дискуссию, отмечает издание. Скептики отмечали, что если школьник интересуется естественными науками, он выберет химию, физику, алгебру, биологию, а из языков сможет изучать только один: либо русский (!!!), либо иностранный, либо ни одного, если его интересует география».
И если Минобразование одобрит, будут наши детишки бормотать что - то на молодёжный сленге и жаргоне, зато (по совету «умных» мамочек для карьеры) в «совершенстве» знать иностранный. «Прекрасный» пример по формированию патриотизма. И еще неизвестно, чем будет наполнено содержание уроков по «гражданской зрелости». По нынешнему курсу – это стопроцентная толерантность, чтобы вору и ограбленному усидеть на одной лавке.
Очевидно недостает нашего общественного и церковного мнения по поводу патриотизма, это надо выносить на обсуждение. У меня три парня и каждый в свое время задумывался, что же такое патриотизм, понимая это по своему в силу возраста. С годами это понимание «углубляется». Часто даже малыш поет рос. гимн. Это его любимая песня. У среднего самым большим подарком, о котором он мечтал на Новый год – это российский флаг. Пришлось купить и младшему. А старший зачитывается русской историей. Средний тоже стал брать книгу после уроков и очень любит мне рассказывать про разные подвиги. Для него еще нет в сознании «прерванности» разных эпох и временных лет. Это и хорошо. Дай Бог чтобы это осталось.
11. Светлана : Филимонову
2011-01-14 в 23:32

1 - Ваши мысли: « не худо было бы отменить обязательное среднее образование», - считаю не полезными. Всегда надо стремиться к высокой «планке», чтобы дотянуть хотя бы до нижней.
2 – Сокращение финансирование сферы образования «на руку» «реформаторам». Вы им подыгрываете?
3 – Домашнее обучение – очень хорошая вещь, но далеко не для многих по разным причинам. К тому же в новом законопроекте «Об образовании» возможность эта может исчезнуть вообще.
4 – А что, по Вашему, останется делать «балбесам»? Превращаться в воров и наркоманов и только после этого общество совместными усилиями будет «вытаскивать» одного из ста, занимаясь его перевоспитанием? Так не лучше ли предотвратить это «превращение» развивая его ум, чувства, волю и мн.другое в меру его сил и способностей?
10. Иванов : Re: Иерей Алексий Мороз: Нам нужны не «винтики», а духовно развитые личности
2011-01-14 в 22:54

Согласен с подозрениями автора, что ставится задача воспитания «винтиков».
Но усматриваю ещё и такой «стимул»: перевод значительной части начального и общего среднего образования на платную основу.

И ещё: гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков – лицо материально заинтересованное в введении новых учебников!!! Вот он и лоббирует изменения в программе. Ну а за хорошие деньги можно и Родину любить!

Хотят оставить всего несколько предметов, за обучение которым не потребуется платить (в явной форме). Причём, даже эти несколько предметов будут не доступны в одной школе: школы должны будут «специализироваться», т.о. единой программы не будет, в каждой школе будет свой набор предметов. А это поставит в тяжелейшее положение тех детей, которые будут вынуждены менять школу (например, в связи с переездом).

И с какого возраста ребёнок должен определиться, кем он будет, когда вырастет: математиком или лингвистом, химиком или художником.
9. Nabludatel' : Re: Иерей Алексий Мороз: Нам нужны не «винтики», а духовно развитые личности
2011-01-14 в 22:25

2 Иванов
это где ж школа такая?
8. Сергей : Иванову - Re: Иерей Алексий Мороз: Нам нужны не «винтики», а духовно развитые личности
2011-01-14 в 21:43

Ничего они не перепутали, а действуют по сатанинскому плану.
7. Сергей : Воспитание рабов
2011-01-14 в 21:31

Борис Лавренев "Простой рассказ". 20-е годы ХХ века.

" Превратить
эту сволочную страну в пустыню. У нас сто сорок миллионов населения.
Права на жизнь имеют только два, три! Цвет расы - литература, искусство,
наука! Я материалист! Сто тридцать семь миллионов на удобрение! Понимае-
те? Никаких суперфосфатов, азотистых солей, селитры! Удобрить поля мил-
лионами! Мужичье, хамы, взбунтовавшаяся сволочь. Все в машину! Большую
кофейную мельницу. В кашу! Кашу собирать, прессовать, сушить и на поля!
Всюду, где земля плоха! На этом навозе создавать новую культуру избран-
ных.
- Но... кто же будет работать для оставшихся?
- Ерунда! Машины! Машины! Невероятный расцвет машиностроения. Машина
делает все. Мы создадим из них кадры надсмотрщиков за машинами. Немного!
Тысяч триста! Хватит! Мы дадим им роскошную жизнь, вино,
лупанарии со всеми видами разврата. Они будут купаться в золоте и никог-
да не захотят бунтовать. Кроме того, медицина! Гигантские успехи физио-
логии! Ученые найдут место в мозгу, где гнездится протест. Это место
удалят оперативным путем, как мозжечок у кроликов. И больше никаких ре-
волюций!"
6. Мирянин : Изобличить безумные планы махинаторов от образования
2011-01-14 в 21:25

У меня 35-летний педстаж и большой опыт работы с детьми. Я полностью разделяю опасения батюш-ки. Все "инициативы" из минобразования направ-лены на выполнение "идеологической" программы по обработке школьников, разработанной в филиа-лих БНАЙ БРИТА - мозгового центра мировой олигархии. Все "нововведения" призваны проти-поставить ДУХОВНОМУ ВОСПИТАНИЮ воспитание АН-ТИДУХОВНОЕ, с тем, чтобы привить подросткам навыки т.н. "массовой культуры", которая на поверку есть откровенная БЕСОВЩИНА. Подлая и циничная спекуляция на теме патриотизма и его...ИЗМЕРЕНИЯ - это верх цинизма и фари-сейства. Оюнако спасти наших детей возможно лишь путём ДЕМОНТАЖА ИНСТИТУТОВ ЛЖИ, т.е. изообличению и всенародному разоблачению
преступных замыслов приспешников и исполнителей
зарубежного сценария. Наша русская православная
Церкоь, мы - миряне, можем и обязаны сделать всё возможное, чтобы не дать обалванить наших детей, но вырастить их духовно развитыми и просвещёнными. И тогда нам не придётся больше
отмечать наши праздники минутой молчания...
5. Филимонов : Re: Иерей Алексий Мороз: Нам нужны не «винтики», а духовно развитые личности
2011-01-14 в 21:15

Вообще, если начальству так уж приспичило что-то сокращать, не худо было бы отменить обязательное среднее образование, которое в значительном числе случаев все равно ничего позитивного не дает. В том же интернете видно, сколько людей, честно отбывших и восемь, и десять классов, и даже закончивших каким-то образом вузы, не умеют даже грамотно писать! Я уже говорил здесь об этом и скажу еще раз: современная школа унаследовала почти что все пороки и недостатки советской и прибавила к ним множество новых. Наряду с армией, она служит одним из основных инструментов производства тупых и послушных граждан, твердо знающих, что путь к успеху - молчать, стучать и не высовываться. Чего стоит одно ЕГЭ, весь смысл которого - воспитать убеждение, что главное - не понимание, не способность сформировать и выразить свое мнение, а умение ставить галочки, где надо! Но современные чиновники по сути не умеют мыслить стратегически и вполне могут оказаться готовыми ради локальной выгоды - денег, которые можно сэкономить и украсть прямо сейчас - отказаться от далеких перспектив оболванивания населения и приучения его еще с детства к унижению и лжи. Поэтому было бы очень неплохо продвигать такую идею, что лучше всего патриотизм воспитывается в процессе домашнего обучения, по программам, разработанным с учетом традиционной системы духовно-нравственных ценностей. При такой системе можно было бы и оставить бесплатные общеобразовательные школы для той части детей, которым это действительно нужно, которые хотят учиться, а не высиживают тупо положенное время, приучаясь терпеть бессмысленные для них вещи, ибо так положено. Спросите у любого педагога, что бы он предпочел - волочить на себе полный класс, натягивать успеваемость балбесам - или заниматься только с теми, кому учеба не в тягость?
4. Иванов : Re: Иерей Алексий Мороз: Нам нужны не «винтики», а духовно развитые личности
2011-01-14 в 20:59

ЕдРосы со своей программой просто перепутали воспитание патриотов с воспитанием идиотов...
3. Иванов : Nabludatel-ю (2)
2011-01-14 в 20:57

Без всякого социологического исследования знаю, что в школе моего ребёнка к 9-му классу 80% ребят и девчат курят!
2. Nabludatel' : Re: Иерей Алексий Мороз: Нам нужны не «винтики», а духовно-развитые личности
2011-01-14 в 20:16

Если 90% детей идут в первый класс с радостью и хотят учиться, то по окончанию первого класса 60% уже не хотят ходить в школу. А к 9 классу около 80% ребят идут в школу "потусоваться". Они не познают, не углубляются в учебный процесс.

А вот откуда данные? Проводилось социологическое исследование?

Программа едросов никуда не годится, конечно.
1. Василий Н : Все учителя это понимают
2011-01-14 в 20:04

Все учителя это прекрасно понимают, но процессом образования управляют не они.
В нашей области состоялась областная учительская конференция, посвященная году прошедшему учителя. Как всегда, были награждения, фанфары, доклады... А один старейший педагог наперекор этому предложил всем педагогам почтить наше образование минутой молчания. И весь зал его поддержал!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме