В своем открытом письме Святейшему Патриарху феминистки обвинили протоиерея Всеволода Чаплина в попытке «переложить ответственность за тяжелые преступления против личности на их жертв, оправдывая тех, кто их совершает». В письме выражается надежда, что «активное внедрение голоса Православной Церкви в общественную жизнь нашей страны нацелено в т.ч. на укрепление мира и взаимоуважения между социальными группами, а не пропаганду установок, оправдывающих насилие, дискриминацию и унижение достоинства женщин». «Нам очень неприятно наблюдать попытки высшего чина РПЦ косвенно переложить вину за межэтническую напряженность на россиянок», - говорится в заявлении.
«С отцом Всеволодом я полностью согласен. Я и сам неоднократно высказывался в том же духе. Криминальная статистика свидетельствует, что большинство изнасилований было спровоцировано именно внешним видом и поведением женщин. Что ж тут на статистику обижаться?» - сказал в интервью изданию настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов.
«Никто ни на чьи права не покушается. Делай, что хочешь, но тогда и последствия терпи. Призыв к благоразумию и осторожности всегда актуален, особенно если он обращен к девушкам, не подозревающим об опасностях "взрослой жизни". И слишком короткая юбка, и вызывающе раскрашенная физиономия, и слишком развязное поведение, и алкоголь в придачу – все это действительно провоцирует на определенные действия, особенно жителей южных регионов, где девушки ведут себя иначе. Об этом забывать не следует. И отец Всеволод очень доходчиво об этом напомнил», - подчеркнул священник. «А наши феминистки ввиду крайней своей малочисленности только и ищут повод обратить на себя внимание. Вот и здесь нашли, к чему прицепиться», - заключил он.
Между тем, директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко, нашел высказывания отца Всеволода Чаплина «более чем странными». «Они очень похожи на высказывания некоторых исламских деятелей», - отметил он.
«Ход мысли отца Всеволода кажется мне очень странным и непонятным. Говорить о том, что кто-то кого-то провоцирует на грех, очень страшно. Получается, что чье-то нескромное поведение может быть поводом для изнасилования или убийства. Но каждый человек должен в первую очередь следить за самим собой и бороться со своими собственными грехами. Иначе об элементарной нравственной культуре можно просто забыть. Но вот подобные высказывания можно, к сожалению, уже услышать и от православных священников», - сказал отец Борис.
«Единственное объяснение таким словам я вижу в желании привлечь столь экстравагантным способом внимание к своей собственной персоне. Так что реакция наших несчастных феминисток вполне объяснима. Поскольку мы все-таки живем светском обществе, отцу Всеволоду придется, наверное, извиниться», - заключил он.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, не видит в предостережениях отца Всеволода никакого посягательства на права женщин. «Как одеваться, как себя вести, женщина должна сама решать. Это ее право, никто по этому поводу и не спорит. А что определенное поведение и внешний вид действительно могут спровоцировать преступление – это факт, и не отец Всеволод в этом виноват. Он же не заставляет никого носить определенную одежду или вести себя определенным образом», - заметил пастырь.
«Акцент, по-моему, делается именно на том, что может спровоцировать преступление. И в этом он прав. Это общепризнанный факт. Ни малейшего намека на оправдание насильников в его словах я не вижу», - заключил отец Мелетий.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, также не видит в словах отца Всеволода Чаплина ничего обидного для женщин. «Я бы и сам подписался под тем, что он сказал - хотя, может быть, и смягчил бы некоторые детали. Но вообще-то он абсолютно прав», - сказал отец Тихон. «Возмущение феминисток мне представляется совершенно беспочвенным. Оно свидетельствует лишь о том, в каком плачевном состоянии пребывают в нашем обществе нравственность и культура, о том, до какой степени наше общество пропитано безнравственностью. Так что удивляться здесь нечему», - заключил он.