Нужна проповедь о воплотившемся Боге, надо говорить о Боговоплощении, о первом пришествии Христа. Можно говорить даже о вещах, о которых мы редко говорим, в контексте того, что у Христа два рождения и два Пришествия. Одно рождение - предвечное - от Отца без матери, и второе во времени - от Матери без Отца на земле. Соответственно, у Него два пришествия. Первое - во смирении, в яслях на соломе, второе - во славе для воздаяния всякой душе за то, что она соделала, живя с телом доброго или злого, для воскрешения мертвых.
Рождество - праздник созерцательный. Воскресение Христово - это праздник торжественный, порождающий целый гейзер радости, фонтан различного рода священных эмоций, когда, как Давид, можно плясать возле ковчега Господня. Люди весёлыми ногами люди стремятся к Свету и празднуют Пасху Вечную. Этот праздник подвижный, предполагает крестные ходы, чтобы не стоять на месте, ликующий и поющий. А Рождество Христово - праздник созерцательный, мы вглядываемся в таинники Троицы, в таинники Божественной жизни, от которой Роса на землю сошла, когда Сын Божий стал человеком. Это праздник в высшей степени богословский, который требует напряжения ума, постового приготовления, любовного изучения писания, сосредоточенной молитвы. Это очень тихий праздник. Хотя окрестности Вифлеема огласились ангельским пением «Слава в Вышним Богу», всё равно этот праздник тихий и таинственный.
Нужно говорить о том, что Бог стал человеком, «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Иоанн 1:14). «И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим 3:16) - говорит нам апостол Павел. Если мы это всё оставим на периферии, а в центре поставим елку и, как зверушки на детской картинке, будем вокруг неё плясать, если мы займемся шопингом, будем покупать подарки, то, конечно, можно принимать григорианский стиль и весело бесноваться вместе со всем Западным миром. Тогда мы отдадим молитве минут 15-20 как рождественской мессе, по-индуистски сложим ручки - ладошка к ладошке, сделаем умильные глазки и скажем: «Слава Тебе, Господи!» и пойдем есть, пить и веселиться. Но такой праздник мне менее всего интересен.
Хотелось бы, чтобы мы как можно больше говорили о догматической и нравственной глубине этого праздника. Нравственная глубина заключается в великом смирении и простоте. У Блаженнейшего есть даже такая колядка: «Где Христос родился людям во спасение, вы пойдите поглядите на великой смирение». Это призыв ко всем людям: не надо ехать в Вифлеем, никуда ехать не надо, нужно совершать мысленное путешествие, глядя на великое смирение. Бог стал человеком, родился новый Адам от новой Евы, из чистой земли, непаханой плугом, девственной в полном смысле слова, и сотворен без семени. Не рожденный Адам, но сотворенный совершенным от Девы Марии - это досточудное таинство. Родился камень преткновения и соблазна. Ведь родился не только Спаситель, но ещё и камень преткновения и соблазна, о чем сказал Симеон: «Многие лежащие встали, а многие стоящие упали» и «тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит» (Матф.21:44). Так что Рождество - это еще в высшей степени и тревожный праздник. Одно дело - Христа не знать, другое дело - Христа знать и отречься, третье - Христа знать лицемерно и поверхностно, не зная Его сердцем. Поэтому здесь есть много тем, чтобы разбудить спящую совесть, утешить унывающего, испугать не в меру веселого. Нам нужна проповедь, нужна сильная молитва, нужен богословский искус для широких масс наших верующих.
Протоиерей Андрей Ткачев, сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева, специально для «Русской народной линии»