Зачем нам бесноваться вместе с Западным миром?

Протоиерей Андрей Ткачев о негативных последствиях принятия Русской Церковью григорианского календаря

0
1714
Время на чтение 3 минуты
На Западе Рождество Христово стало светским праздником. Многие западные люди, отмечая Рождество, не знают, чему посвящен этот праздник. Именно подобное отношение к Рождеству и является главным препятствием в принятии нами григорианского календаря. Потому что тогда облегчится свободное перетекание этого безбожного отношения к святыне в нашу и без того больную действительность. Мы и так изрядно зависим от западных хвороб и болячек. Конечно, нужно говорить в полный голос о Рождестве Христове и о его догматическом вероучительном значении.

Нужна проповедь о воплотившемся Боге, надо говорить о Боговоплощении, о первом пришествии Христа. Можно говорить даже о вещах, о которых мы редко говорим, в контексте того, что у Христа два рождения и два Пришествия. Одно рождение - предвечное - от Отца без матери, и второе во времени - от Матери без Отца на земле. Соответственно, у Него два пришествия. Первое - во смирении, в яслях на соломе, второе - во славе для воздаяния всякой душе за то, что она соделала, живя с телом доброго или злого, для воскрешения мертвых.

Рождество - праздник созерцательный. Воскресение Христово - это праздник торжественный, порождающий целый гейзер радости, фонтан различного рода священных эмоций, когда, как Давид, можно плясать возле ковчега Господня. Люди весёлыми ногами люди стремятся к Свету и празднуют Пасху Вечную. Этот праздник подвижный, предполагает крестные ходы, чтобы не стоять на месте, ликующий и поющий. А Рождество Христово - праздник созерцательный, мы вглядываемся в таинники Троицы, в таинники Божественной жизни, от которой Роса на землю сошла, когда Сын Божий стал человеком. Это праздник в высшей степени богословский, который требует напряжения ума, постового приготовления, любовного изучения писания, сосредоточенной молитвы. Это очень тихий праздник. Хотя окрестности Вифлеема огласились ангельским пением «Слава в Вышним Богу», всё равно этот праздник тихий и таинственный.

Нужно говорить о том, что Бог стал человеком, «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Иоанн 1:14). «И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим 3:16) - говорит нам апостол Павел. Если мы это всё оставим на периферии, а в центре поставим елку и, как зверушки на детской картинке, будем вокруг неё плясать, если мы займемся шопингом, будем покупать подарки, то, конечно, можно принимать григорианский стиль и весело бесноваться вместе со всем Западным миром. Тогда мы отдадим молитве минут 15-20 как рождественской мессе, по-индуистски сложим ручки - ладошка к ладошке, сделаем умильные глазки и скажем: «Слава Тебе, Господи!» и пойдем есть, пить и веселиться. Но такой праздник мне менее всего интересен. 

Хотелось бы, чтобы мы как можно больше говорили о догматической и нравственной глубине этого праздника. Нравственная глубина заключается в великом смирении и простоте. У Блаженнейшего есть даже такая колядка: «Где Христос родился людям во спасение, вы пойдите поглядите на великой смирение». Это призыв ко всем людям: не надо ехать в Вифлеем, никуда ехать не надо, нужно совершать мысленное путешествие, глядя на великое смирение. Бог стал человеком, родился новый Адам от новой Евы, из чистой земли, непаханой плугом, девственной в полном смысле слова, и сотворен без семени. Не рожденный Адам, но сотворенный совершенным от Девы Марии - это досточудное таинство. Родился камень преткновения и соблазна. Ведь родился не только Спаситель, но ещё и камень преткновения и соблазна, о чем сказал Симеон: «Многие лежащие встали, а многие стоящие упали» и «тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит» (Матф.21:44). Так что Рождество - это еще в высшей степени и тревожный праздник. Одно дело - Христа не знать, другое дело - Христа знать и отречься, третье - Христа знать лицемерно и поверхностно, не зная Его сердцем. Поэтому здесь есть много тем, чтобы разбудить спящую совесть, утешить унывающего, испугать не в меру веселого. Нам нужна проповедь, нужна сильная молитва, нужен богословский искус для широких масс наших верующих.

Протоиерей Андрей Ткачев, сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева, специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Ткачев
«Общий тренд есть общий тренд»
Осатаневший европеец объявил эпоху нового иконоборчества
13.11.2024
«Тавифа, встань!»: Чудо воскрешения Иоппийской
праведницы апостолом Петром
08.11.2024
Все статьи Протоиерей Андрей Ткачев
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45