Численность чиновников в результате попыток сокращения увеличивается только в том случае, когда сокращаются не функции, а сокращается количество людей, эти функции исполняющих, потому что обычно увольняются наиболее квалифицированные кадры, потому что разрушение самой деятельности в результате сокращения вызывает неприятие у людей, либо сокращаются те, кто неудобен своей позицией, своим четким исполнением закона, верности не вышестоящему чиновнику, а своему Отечеству. И, таким образом, в результате кратковременного понижения численности функции госаппарата просто перестают выполняться. И тогда выдумывают разные способы, чтобы восполнить эти потери. А набирают в штат чиновников, естественно, низко квалифицированные кадры, потому что высококвалифицированные уже ушли. Соответственно, количество чиновников увеличивается, а качество исполнения ими обязанностей падает.
Я думаю, что этот план Президента по сокращению чиновников на 20 процентов приведет к увеличению численности бюрократии, потому что в этом сокращении нет системы. Система должна ликвидировать целые отрасли в государственном управлении, которые вредят экономике, вредят интересам граждан.
Попытка сократить некоторые функции и передать их самодеятельным структурам - тоже не Бог весть что, потому что численность паразитического слоя не изменяется. Формально можно сократить численность чиновников, но при этом нарастить численность управленцев в других секторах - в частном секторе, общественном секторе, и в итоге от этого ничего не изменяется. Нагрузка на бюджет, может быть, уменьшится, но в целом нагрузка сохранится или, может быть, даже увеличится.
Таким образом, получается, что если нынешний государственный аппарат, по моим представлениям, не менее, чем в десять раз превышает по численности, которая вообще необходима для управления страной, то, соответственно, для того, чтобы уравновесить это давление бюрократии на граждан, в частном секторе начинают наращивать количество юристов, экономистов, консультантов и пр. Если бы действительно Дмитрий Медведев хотел подавить бюрократический произвол, то нужно было бы уничтожать его основу, то есть ликвидировать не просто отдельные моменты должностных инструкций, но и вместе с ними ликвидировать целые управления.
У нас есть целый слой чиновников, которые, кроме коррупции, больше ничем заниматься не могут. Они управляют такими территориями, где практически нет людей, или людей очень мало. По-хорошему контроль за численностью чиновников осуществляет, прежде всего, местное самоуправление. Не нужно больше, чем одного чиновника на тысячу человек, но заводят целый аппарат, который управляет огромной малонаселенной территорией. Или же есть группа чиновников, которая управляет городом, районным центром, или же самим районом. Между ними появляются противоречия, чиновники начинают размножаться, как тараканы. Все это было произведено одним законом, административной реформой 2004 года. Это был один из элементов реформы, которая началась еще в 1990-е годы и привела в итоге только к одному - к чудовищному разбуханию бюрократического аппарата. Чиновник в итоге, как паразит, живет на теле общества.
Можно проводить оптимизацию, осуществлять повышение квалификации, но такие меры в итоге должны всегда приводить к уменьшению числа чиновников. Вы провели переподготовку кадров - значит, сокращайте количество чиновников. Если у чиновника на столе возникает компьютер, значит, ему уже не нужна секретарша, ему не нужен референт и так далее. То есть, в принципе, сокращение можно проводить и достаточно масштабное, и делать это прямо во время переподготовки. Чиновник, однако, считает себя очень большим человеком. И поэтому предпочитает не иметь на столе никаких бумаг, а печатать на компьютере он не умеет и не хочет учиться. Созданными базами данных он также предпочитает не пользоваться.
У нас вообще сложилась такая странная ситуация в обществе и в государственном аппарате, когда высокая квалификация никогда не соответствует высокой должности. То есть с определенного момента чиновник получает возможность должностного роста только в том случае, когда он не компетентен. Единственная его компетенция - это обман: обман начальства, обман подчиненных и т. д. То есть фактически это такой криминальный настрой, который дает возможность чиновникам подниматься по должностной лестнице. Если же человек квалифицированный, то он не допускает определенных шагов, действий. Он знает материальную основу деятельности, с которой имеет дело - допустим, градостроительство, природопользование и т. д. Если же человек квалифицированный, то ему не позволяют расти в должностном смысле.
Разбухание государственного аппарата происходит еще и потому, что верхние этажи власти заполнены людьми абсолютно не компетентными, с криминальным стилем мышления. А оптимизировать работу чиновников можно, если продвигать лучших. Если продвигать лучших, тогда нижняя часть пирамиды просто оказывается ненужной, так как огромное количество функций чиновник исполняет сам, без подчиненных, без обслуживающего персонала. Если у него есть необходимая для работы база данных, если он умеет общаться с компьютером, если он ведет электронную переписку, если он ведет электронный учет проблематики, то ему уже не нужна куча советчиков, ему не нужно приносить папку с бумагами на подпись и т. д. Поэтому оптимизировать всегда можно, но оптимизация должна быть кратной, а не процентной, то есть сокращение в течение года в два раза, я думаю, было бы естественным в нынешних условиях. Настолько сейчас существует колоссальное количество чиновников во всех властных структурах. Все время сталкиваешься с невиданно усложненной процедурой, с огромным количеством начальников, с непременным оформлением бумаг, с необходимостью получать многочисленные подписи, печати и пр.
Бороться с этим можно только следующим образом: отсекать целые пласты, выбрасывать их. Если считается, что какие-то функции аппарат не контролирует, ну и, слава Богу. Чем меньше государство контролирует, тем легче людям, тем им безопаснее жить, потому что большей угрозы, чем бюрократизация, которая за последние десять лет стала фантастической, для общества не существует.
Андрей Савельев, председатель партии «Великая Россия», доктор политических наук, специально для «Русской народной линии»