«На мой взгляд, данное решение обусловлено отсутствием стратегии Российской Федерации на Среднем Востоке. Это касается и Афганистана, и Ирана, и Пакистана. В такой ситуации происходят разного рода дипломатические размены. Однако их последствия являются как минимум непредсказуемыми, а скорее всего - даже отрицательными для нашей страны. Необходимо указать хотя бы на тот факт, что в момент, когда Москву заставляют принимать подобные решения, сами Соединенные Штаты по неформальным дипломатически каналам проводят интенсивные переговоры с Ираном для поиска выхода из тупика, в котором двусторонние отношения находятся на протяжении более чем тридцати лет», - заметил политолог.
«Между Вашингтоном и Тегераном сейчас идут самые разные переговоры на разных уровнях и в разных точках земного шара, - пояснил эксперт. - В частности, весной большое значение имел визит министра иностранных дел Ирана, который прошел в закрытом режиме. Тем не менее, известно о том, что он встречался с представителями американских элит. Таким образом, наши действия против Ирана, по сути, являются подготовкой для форсированного замирения США с Исламской республикой. А значит, для окончательной структуризации американцами всего Большого Ближнего Востока. Грубо говоря, мы помогаем США выкручивать Ирану руки для того, чтобы заставить их принять мир на американских условиях. Таким образом, мы становимся инструментом в геополитической и дипломатической стратегии США».
«Сторонники этого решения указывают на то, что Москва, так же как и Вашингтон, не заинтересована в появлении у Ирана ядерного оружия. Я считаю, что в этом вопросе не допустимы двойные стандарты. Если мы говорим о необходимости бороться с расширением клуба ядерных государств, то тогда в повестку дня мы должны включить еще как минимум 2-3 государства, одним из которых является Израиль, а другим, вероятно, Южная Африка. Так что нельзя говорить только об Иране в этом контексте, а надо обсуждать подобного рода страны в одном списке. Иначе получается, что мы осуществляем политику двойных стандартов, которая никогда не доводила до добра в международных отношениях. Второй момент связан с тем, что Иран ни в коем случае не может являться конкурентом РФ, как это некоторые пытаются представить. Он может выступить в таком качестве только в случае отказа нашей страны от внятной политики в Средней Азии и на Кавказе. Тогда по необходимости образовавшийся вакуум будет заполнять и иранская активность. Однако если Москва будет последовательно осуществлять внятный курс в этом регионе (который на сегодня абсолютно отсутствует), то тогда Иран становится нашим ключевым союзником. А Россия сможет действовать в составе центральноазиатского квартета, в который, помимо нас и Ирана, должны входить Пакистан и Турция. Что будет являться уже совсем другой дипломатией, ставящей иные задачи», - считает Ю.Крупнов.
«Участие в этой геополитической группировке дало бы нам возможность договариваться с теми государствами, которые были и будут всегда присутствовать в этом регионе. Тогда мы договоримся, каким образом переформатировать зону нестабильности, которой, по сути, является почти вся центральная Евразия, в зону мира и процветания. Это наша общая ключевая задача. Поэтому все антииранские выпады по большому счету вносят вклад в продолжение бесконечной американской военной операции в Ираке и Афганистане. Я уже не говорю об экономическом и торговом аспектах вопроса взаимодействия с Тегераном. В результате подобных непродуманных действий мы можем понести гигантские потери, потеряв наши традиционные рынки. Вместо того чтобы реализовывать политику по созданию макрорегиона Нового Среднего Востока, который бы интегрировал Западную Сибирь, Среднюю Азию, Иран, Афганистан и Пакистан в единый экономический рынок, мы, по сути, сами отталкиваем от себя Иран и ухудшаем собственную экономическую ситуацию», - заключил политолог.