В этот день в 1944 году в Париже скончался выдающийся русский фотограф, пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи», химик (ученик Д.И.Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического и Императорского Русского технического обществ Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
Он родился 31 августа 1863 г. в Муроме. Прокудин-Горский закончил Технологический институт в Санкт-Петербурге (1889), изучал живопись в Императорской Академии художеств, учился на химика в Берлине и Париже, где сотрудничал с химиками и изобретателями Жюлем-Эдме Момене и Адольфом Мите. Вместе с ними занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.
В скором времени Прокудин-Горский стал крупным авторитетом в области фотографии, ему было поручена организация курсов практической фотографии при Императорском руссом техническом обществе. В 1898 году Прокудин-Горский опубликовал первые книги из серии работ по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами». В 1900 году Русское техническое общество показало чёрно-белые фотографии Прокудина-Горского на Всемирной Парижской выставке.
2 августа 1901 года в Петербурге открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С.М.Прокудина-Горского, где в 1906-1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», в котором Прокудин-Горский опубликовал серию технических статей о принципах воспроизведения цвета. 13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А.Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков.
В 1904 году Прокудин-Горский снимал цветные фотографии Дагестана, Финляндии и Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии. В апреле - сентябре 1905 г. Прокудин-Горский совершил первую большую фотопоездку по России, в ходе которой снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины (включая 38 видов Киева). В 1906 г. Прокудин-Горский получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу» в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце. В 1908 г. в залах Академии художеств прошёл показ цветных проекций фотографий, сделанных Прокудиным-Горским.
В это время Сергей Михайлович задумал грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. Прокудин-Горский в мае 1909 году получил аудиенцию у императора Николая II, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях Министерство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой - моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Форд». Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.
В 1909-1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. В марте 1910 года состоялось первое представление Царю фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала, сделанных Прокудиным-Горским. В 1910–1912 годах в рамках запланированной фотографической экспедиции по Камско-Тобольскому водному пути Прокудин совершил большое путешествие по Уралу. В 1911 году Прокудин-Горский дважды за год совершил фотоэкспедиции в Туркестан, снимал памятники в Ярославской и Владимирской губерниях. В 1911—1912 годах к празднованию столетия победы в Отечественной войне 1812 года Прокудин-Горский фотографировал места, связанные с Наполеоновской кампанией в России.
В последующие годы в Самарканде Прокудин-Горский испытал изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки. Впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным. С началом Первой мировой войны Прокудин-Горский создавал фотохронику боевых действий, но впоследствии был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.
Летом 1916 года Прокудин-Горский совершил свою последнюю фотоэкспедицию — сфотографировал недавно построенный южный участок Мурманской железной дороги и Соловецкие острова.
Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был официально учреждён декретом от 9 сентября 1918 г., уже после отъезда Прокудина-Горского за границу. В последний раз его коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта 1918 года в Зимнем дворце.
В конце августа 1918 года Прокудин-Горский покинул РСФСР. Он уехал из России в Норвегию, а затем в Англию. Несколько лет спустя Прокудину-Горскому удалось получить разрешение на вывоз из Советской России во Францию части его фотоколлекции (не менее 2300 негативов). Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер. До середины 1930-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея частично была реализована его сыном Михаилом Прокудиным-Горским.
Скончался Сергей Михайлович Прокудин-Горский в Париже спустя несколько недель после освобождения города от немцев войсками союзников. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
В этот день в 1912 г. состоялось учредительное собрание Всероссийского Дубровинского Союза Русского Народа (ВДСРН). Председателем Союза был избран А.И.Дубровин, его товарищем (заместителем) - Е.А.Полубояринова.
Новый монархический союз возник в результате раскола некогда единого и мощного Союза Русского Народа (СРН), произошедшего в 1909-1911 гг. на сторонников Николая Маркова и Александра Дубровина. В руководящий орган "нового" СРН кроме Дубровина и Полубояриновой вошли А.И.Соболевский, Н.Н.Жеденов, А.Н.Борк, Б.В.Никольский, И.Н.Кацауров, Н.Н.Тиханович-Савицкий, А.Т.Соловьев и другие видные деятели монархического движения.
Таким образом, был завершен организационный раскол Союза Русского Народа. После февральского переворота ВДСРН был запрещен, редакция органа Союза газеты "Русское знамя" разгромлена, председатель Союза Дубровин был арестован и посажен в каземат Петропавловской крепости, некоторые руководители подвергались арестам и допросам. Характерно, что практически никто из лидеров ВДСРН не эмигрировал, большинство из них погибло во время чекистского террора (А.И.Дубровин, Е.А.Полубояринова, П.Ф.Булацель, Н.Н.Родзевич, Б.В.Никольский и др.).
Сегодня мы также вспоминаем академика Александра Даниловича Александрова (1912-1999), математика, основателя советской школы геометрии и Александра Алексеевича Леманского (1935 - 2007), генерального конструктора НПО «Алмаз», создателя ЗРС С400 «Триумф». Разработчик лучших в мире средств ПВО умер от сердечного приступа на полигоне, на котором проходили испытания новых систем.