Михаил Тюренков: «Учреждение единоверия - воистину ключевое событие в истории нашей Церкви»

В 2010 году исполняется 210 лет со дня подписания Императором Павлом I указа об учреждении единоверия

«Учреждение Единоверия - воистину ключевое событие в истории нашей Церкви последних трех столетий. Безо всякого преувеличения его можно сравнить с возрождением Патриаршества в 1917 году, хотя ни в церковно-исторической, ни в богословской литературе этой знаменательной вехе так и не было дано достойной оценки. В чем же причина моего восхищение этим событием? Для этого необходимо сделать краткий церковно-исторический экскурс», - заявил в интервью «Русской народной линии» заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, ответственный редактор журнала консервативной мысли «Русское время», член Приходского собрания московского единоверческого храма Святителя Николы в Студенцах Михаил Тюренков.

В 2010 году исполняется 210 лет со дня подписания Императором Павлом I указа об учреждении единоверия - исторической формы единения старообрядцев с Русской и Вселенской Церковью. Память об этом событии была отмечена архиерейскими богослужениями в старообрядных (единоверческих) приходах Русской Православной Церкви и проведением церковно-исторической конференции, сообщает сайт ОВЦС МП.

Празднование открылось Божественной литургией по древнему чину, которую 19 сентября в Михаило-Архангельском единоверческом храме села Михайловская Слобода Московской епархии совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении с епископом Каракасским и Южно-Американским Иоанном. Архиереям сослужили клирики города Москвы и Московской области, Екатеринодарской, Ивановской, Нижегородской, Саратовской и Нежинской епархий. Среди молящихся находились представители и других епархий Русской Православной Церкви, а также старообрядцы. Во время чтения часов была совершена хиротесия в свещеносцев и чтецов троих молодых причетников Михаило-Архангельского храма. За Божественной литургией к Михаило-Архангельскому храму был рукоположен третий священник, а к единоверческому храму Владимирской иконы Богородицы села Осташово Московской епархии - иеродиакон. На малом входе на настоятеля Михаило-Архангельского храма игумена Иринарха (Денисова) Владыка Ювеналий возложил Патриаршую награду - наперсный крест с украшениями.

Церковно-историческая конференция, состоявшаяся в тот же день в Михаило-Архангельском храме, собрала более 80 участников. Открывший конференцию митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем вступительном слове отметил благожелательное отношение Священноначалия Русской Православной Церкви к единоверию и особую его роль в деле единения русского церковного народа. Были представлены доклады как на исторические темы (старший научный сотрудник ПСТГУ Н.П.Зимина; протоиерей Георгий Крылов; иерей Евгений Саранча; диакон Максим Плякин), так и на социально-философские (профессор МГУ А.Г.Дугин). С докладом «Актуальные задачи развития единоверия как особой исторической институции Русской Православной Церкви» выступил секретарь Комиссии при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством иерей Иоанн Миролюбов. Епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн поделился своими воспоминаниями о недавно почившем единоверческом епископе Данииле (Александрове), секретарем которого ему суждено было некоторое время быть.

Празднования завершились архиерейскими богослужениями в Покровском храме в Рубцове города Москвы, при котором по указу Святейшего Патриарха Кирилла создается Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции. Всенощное бдение накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы и Божественную литургию в самый день праздника по благословению Святейшего Патриарха совершил древним чином епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн. Гостю сослужили настоятель Покровского храма в Рубцове архимандрит Дионисий (Шишигин), клирик этого храма, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции иерей Иоанн Миролюбов, а также клирики других храмов Москвы, Владимирской, Нижегородской и Саратовской епархий. К исполняющему песнопения древним наонным распевом хору присоединились певчие Тихвинского единоверческого храма села Павлово-на-Неве Санкт-Петербургской епархии. Молящиеся переживали сугубую радость - первое архиерейское богослужение в обновляющемся старинном храме начала XVII столетия.

Павел Первый

«Для начала напомню, -продолжил свой комментарий Михаил Тюренков, - что в предшествующие подписанию императором Павлом I указа об учреждении Единоверия полтора столетия Русская Церковь подверглась существенному уничижению, которое заключалось в том, что сначала Патриарх Никон и его неблагодарные последователи начали уничтожение многовекового богослужебного наследия, от которого сами греки частично отказались лишь в последние века (что убедительно доказали такие ведущие церковные историки, как профессора Е.Е.Голубинский, Н.Ф.Каптерев, А.В.Карташев, С.А.Зеньковский и многие другие). Как известно, это привело к небывалому прежде в истории Русской Церкви Расколу. Затем император Петр I совместно с внутрицерковными латинофильской и пропротестантской партиями фактически развалил канонический строй нашей Церкви, превратив Ее в служанку государства во главе с императорским наместником в виде зачастую совершенно нецерковного чиновника - синодального обер-прокурора».

«Сегодня старообрядцев зачастую обвиняют в обрядоверии, начетничестве, преувеличении акцидентальных (вторичных) сторон церковного бытия в ущерб основным. Но нельзя не напомнить, что в середине XVII века было немало противников церковных реформ Патриарха Никона, отнюдь не стремящихся отложиться от священноначалия, однако же и они за одну только приверженность издревле вошедшему в церковное предание двуперстному перстосложению (утвержденному, в частности, знаменитым Стоглавым Собором Русской Церкви 1551 года) подверглись анафеме: "Которы хотя Святей Церкви повинуются и вси Таинства Церковныя премлют, но Крест на себе изображают двеме персты, а не треперстным сложением; те, кои с противным мудрованием, с самомненными блазнями или по невежеству, но из упорства творят, далече от Церкви Святыя да отженутся, пребывают вне овчарни словесныя Христовой Церкве, волку-душегубцу в снедь". И одновременно с этим начавшиеся гонения на старообрядцев порой сопровождались воистину кощунственными деяниями, такими, как практика насильственного причащения уклоняющихся от церковного общения. Сегодня это кажется чудовищным нонсенсом, однако именно в таких условиях пребывали не только сознательные раздорники, но и, повторюсь, те люди, для которых следование древлецерковным богослужебным преданиям и книгам отнюдь не означало желания отложиться от священноначалия. К слову, многие из них были людьми весьма недурно разбирающимися в церковных правилах, а потому известное экклесиологическое 15 правило Двукратного собора имело для них большое значение», - напомнил эксперт.

«И вот теперь мы непосредственно подошли к мудрому деянию императора Павла I. Стоит сказать, что каноническая двусмысленность ситуации, когда безусловно православные люди, более того, зачастую подлинные носители исконного благочестия и канонического сознания, "по недоброму разумению" священноначалия (как это позднее определит Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года) извергаются из лона Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, вызывала протест не только среди старообрядцев. Так, выдающийся церковный деятель XVIII столетия архиепископ Никифор (Феотоки) еще за два десятилетия до официального учреждения Единоверия считал возможным совершения служб по дораскольным правилам, признавая авторитет Православной Церкви и поминая за службами Ее архиереев. Позднее к подобной мысли склонился митрополит Московский Платон (Левшин), которого вместе с императором Павлом I по праву считают основателем Единоверия. Таким образом, в 1800 году фактически (юридически лишь на Поместном Соборе 1971 года) завершилась эпоха канонической двусмысленности, порожденной неправедным анафематствованием части Священного Предания Православной Церкви», - заключил Михаил Тюренков.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

7. Re: Михаил Тюренков: «Учреждение единоверия - воистину ключевое событие в истории нашей Церкви»

а не одной иконки царю мученику Павлу даже нету. хотьбы от старообрядцев. полная не благодрность,

православный / 24.09.2010

6. К п.4

Разве дело в статистике и количестве? Вопрос: что мы потеряли с расколом и можем обрести в единоверии? Мы, а не "они".

Елена KN / 24.09.2010

5. "Ерусалимцу"

В интервью я говорил о церковно-исторической значимости учреждения Единоверия - признания возможности молиться по-старому (т.е. фактического, хотя и не юридического, снятия неправедных клятв второй половины XVII века), а не о значимости сегодняшних единоверческих приходов, которые 20 лет назад начали возрождаться практически с "абсолютного нуля". Причем без особого энтузиазма со стороны правящих архиереев и зачастую с откровенным сопротивлением старообрядцев, находящихся вне РПЦ. Увы, современные единоверцы малопонятны новообрядцам (иные, так, и вовсе обвиняют единоверцев в "криптораскольничестве") и откровенно неприятственны со стороны большинства староверов (которые именуют единоверцев "никониянскими униатами" и "худшими еретиками, чем сами никонияне"). На мой же взгляд, единоверцы должны стать тем, чем в идеале является Единоверие - органичной, стержневой частью Русской Церкви, сохраняющей ее древнее Священное Предание и канонический строй в церковных неурядицах, начавшихся со второй половины XVII века.

Михаил Тюренков / 23.09.2010

4. автору

Понятно Ваше желание подчеркнуть важность учреждения Единоверия, но говорить об этом, как о ключевом событии... Я не историк, и моя статистика может быть устаревшей, но вот цифры, которые вспоминаются: белокриницкие старообрядцы - 300 действующих храмов, беглопоповцы и поморцы - по 100, единоверцы - МАКСИМУМ 20 ХРАМОВ, из них часть - действуют только на бумаге (поправьте, если я не прав).То есть, существует некая общность интересных и очень симпатичных мне людей, но есть ли будущее у этой общности? И еще, Вы пишите:"Среди молящихся находились представители и других епархий Русской Православной Церкви, а также старообрядцы". Вот этот старообрядческий экуменизм многих смущает...

Ерусалимецъ / 23.09.2010

3. Re: Михаил Тюренков: «Учреждение единоверия - воистину ключевое событие в истории нашей Церкви»

Да, Император Павел был великим государем, оболганным многими. В традиционном советском предподавании истории изображался, как самодур-палочник. Но примирение никоновцев и старообрядцев не получило широкого резонанса. Многие старообрядцы выродились в протестантов. Полного примирение и единения пока не получилось. А что скажет по этому поводу уважаемый Шахматов?

Провинциал / 23.09.2010

2. Re: Михаил Тюренков: «Учреждение единоверия - воистину ключевое событие в истории нашей Церкви»

Мнимым "старообрядцам" были созданы все условия для спасения. Выбор как всегда одни - жизнь или смерть. Вечная память Императору Павлу и митр.Платону!

М.Яблоков / 23.09.2010

1. Re: Михаил Тюренков: «Учреждение единоверия - воистину ключевое событие в истории нашей Церкви»

а императора Павла тоже убили злодеи тоже как и царя Мученика Николая

православный / 23.09.2010
Михаил Тюренков:
«Дорога домой»: Памяти отца Николая Агафонова
17 июня на 65-м году земной жизни отошёл ко Господу замечательный православный пастырь и проповедник, автор множества книг, лауреат Патриаршей литературной премии протоиерей Николай Агафонов
20.06.2019
Дело об убийстве Царской семьи: Открытия и сомнения судебного медика
Известный судебный медик, криминалист и антрополог Вячеслав Попов рассказал "Царьграду" о ходе экспертизы по делу об убийстве последней Царской семьи и их приближенных и исследовании "екатеринбургских останков"
22.02.2018
Все статьи автора