«Учреждение Единоверия - воистину ключевое событие в истории нашей Церкви последних трех столетий. Безо всякого преувеличения его можно сравнить с возрождением Патриаршества в 1917 году, хотя ни в церковно-исторической, ни в богословской литературе этой знаменательной вехе так и не было дано достойной оценки. В чем же причина моего восхищение этим событием? Для этого необходимо сделать краткий церковно-исторический экскурс», - заявил в интервью «Русской народной линии» заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, ответственный редактор журнала консервативной мысли «Русское время», член Приходского собрания московского единоверческого храма Святителя Николы в Студенцах Михаил Тюренков.
В 2010 году исполняется 210 лет со дня подписания Императором Павлом I указа об учреждении единоверия - исторической формы единения старообрядцев с Русской и Вселенской Церковью. Память об этом событии была отмечена архиерейскими богослужениями в старообрядных (единоверческих) приходах Русской Православной Церкви и проведением церковно-исторической конференции, сообщает сайт ОВЦС МП.
Празднование открылось Божественной литургией по древнему чину, которую 19 сентября в Михаило-Архангельском единоверческом храме села Михайловская Слобода Московской епархии совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении с епископом Каракасским и Южно-Американским Иоанном. Архиереям сослужили клирики города Москвы и Московской области, Екатеринодарской, Ивановской, Нижегородской, Саратовской и Нежинской епархий. Среди молящихся находились представители и других епархий Русской Православной Церкви, а также старообрядцы. Во время чтения часов была совершена хиротесия в свещеносцев и чтецов троих молодых причетников Михаило-Архангельского храма. За Божественной литургией к Михаило-Архангельскому храму был рукоположен третий священник, а к единоверческому храму Владимирской иконы Богородицы села Осташово Московской епархии - иеродиакон. На малом входе на настоятеля Михаило-Архангельского храма игумена Иринарха (Денисова) Владыка Ювеналий возложил Патриаршую награду - наперсный крест с украшениями.
Церковно-историческая конференция, состоявшаяся в тот же день в Михаило-Архангельском храме, собрала более 80 участников. Открывший конференцию митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем вступительном слове отметил благожелательное отношение Священноначалия Русской Православной Церкви к единоверию и особую его роль в деле единения русского церковного народа. Были представлены доклады как на исторические темы (старший научный сотрудник ПСТГУ Н.П.Зимина; протоиерей Георгий Крылов; иерей Евгений Саранча; диакон Максим Плякин), так и на социально-философские (профессор МГУ А.Г.Дугин). С докладом «Актуальные задачи развития единоверия как особой исторической институции Русской Православной Церкви» выступил секретарь Комиссии при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством иерей Иоанн Миролюбов. Епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн поделился своими воспоминаниями о недавно почившем единоверческом епископе Данииле (Александрове), секретарем которого ему суждено было некоторое время быть.
Празднования завершились архиерейскими богослужениями в Покровском храме в Рубцове города Москвы, при котором по указу Святейшего Патриарха Кирилла создается Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции. Всенощное бдение накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы и Божественную литургию в самый день праздника по благословению Святейшего Патриарха совершил древним чином епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн. Гостю сослужили настоятель Покровского храма в Рубцове архимандрит Дионисий (Шишигин), клирик этого храма, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции иерей Иоанн Миролюбов, а также клирики других храмов Москвы, Владимирской, Нижегородской и Саратовской епархий. К исполняющему песнопения древним наонным распевом хору присоединились певчие Тихвинского единоверческого храма села Павлово-на-Неве Санкт-Петербургской епархии. Молящиеся переживали сугубую радость - первое архиерейское богослужение в обновляющемся старинном храме начала XVII столетия.
«Для начала напомню, -продолжил свой комментарий Михаил Тюренков, - что в предшествующие подписанию императором Павлом I указа об учреждении Единоверия полтора столетия Русская Церковь подверглась существенному уничижению, которое заключалось в том, что сначала Патриарх Никон и его неблагодарные последователи начали уничтожение многовекового богослужебного наследия, от которого сами греки частично отказались лишь в последние века (что убедительно доказали такие ведущие церковные историки, как профессора Е.Е.Голубинский, Н.Ф.Каптерев, А.В.Карташев, С.А.Зеньковский и многие другие). Как известно, это привело к небывалому прежде в истории Русской Церкви Расколу. Затем император Петр I совместно с внутрицерковными латинофильской и пропротестантской партиями фактически развалил канонический строй нашей Церкви, превратив Ее в служанку государства во главе с императорским наместником в виде зачастую совершенно нецерковного чиновника - синодального обер-прокурора».
«Сегодня старообрядцев зачастую обвиняют в обрядоверии, начетничестве, преувеличении акцидентальных (вторичных) сторон церковного бытия в ущерб основным. Но нельзя не напомнить, что в середине XVII века было немало противников церковных реформ Патриарха Никона, отнюдь не стремящихся отложиться от священноначалия, однако же и они за одну только приверженность издревле вошедшему в церковное предание двуперстному перстосложению (утвержденному, в частности, знаменитым Стоглавым Собором Русской Церкви 1551 года) подверглись анафеме: "Которы хотя Святей Церкви повинуются и вси Таинства Церковныя премлют, но Крест на себе изображают двеме персты, а не треперстным сложением; те, кои с противным мудрованием, с самомненными блазнями или по невежеству, но из упорства творят, далече от Церкви Святыя да отженутся, пребывают вне овчарни словесныя Христовой Церкве, волку-душегубцу в снедь". И одновременно с этим начавшиеся гонения на старообрядцев порой сопровождались воистину кощунственными деяниями, такими, как практика насильственного причащения уклоняющихся от церковного общения. Сегодня это кажется чудовищным нонсенсом, однако именно в таких условиях пребывали не только сознательные раздорники, но и, повторюсь, те люди, для которых следование древлецерковным богослужебным преданиям и книгам отнюдь не означало желания отложиться от священноначалия. К слову, многие из них были людьми весьма недурно разбирающимися в церковных правилах, а потому известное экклесиологическое 15 правило Двукратного собора имело для них большое значение», - напомнил эксперт.
«И вот теперь мы непосредственно подошли к мудрому деянию императора Павла I. Стоит сказать, что каноническая двусмысленность ситуации, когда безусловно православные люди, более того, зачастую подлинные носители исконного благочестия и канонического сознания, "по недоброму разумению" священноначалия (как это позднее определит Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года) извергаются из лона Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, вызывала протест не только среди старообрядцев. Так, выдающийся церковный деятель XVIII столетия архиепископ Никифор (Феотоки) еще за два десятилетия до официального учреждения Единоверия считал возможным совершения служб по дораскольным правилам, признавая авторитет Православной Церкви и поминая за службами Ее архиереев. Позднее к подобной мысли склонился митрополит Московский Платон (Левшин), которого вместе с императором Павлом I по праву считают основателем Единоверия. Таким образом, в 1800 году фактически (юридически лишь на Поместном Соборе 1971 года) завершилась эпоха канонической двусмысленности, порожденной неправедным анафематствованием части Священного Предания Православной Церкви», - заключил Михаил Тюренков.