Дмитрий Табачник: «Неотъемлемой и значительной частью учебного курса должна стать русская литература» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Дмитрий Табачник: «Неотъемлемой и значительной частью учебного курса должна стать русская литература»

23.09.2010

7 сентября в Российском центре науки и культуры в Киеве состоялась встреча директоров и учителей киевских школ с русским языком обучения с Министром образования и науки Украины Д.Табачником и генеральным директором российского издательства «Просвещение» А.Кондаковым, сообщает сайт «Русские на Украине». В этом мероприятии, организованном Представительством Россотрудничества на Украине в связи с началом нового учебного года, также приняли участие заместитель генерального директора издательства «Просвещение» Н.Гололобов, заместитель главного редактора издательства «Просвещение» Б.Хренников. Встречу вел руководитель Представительства Россотрудничества на Украине К.Воробьев.

Генеральный директор издательства «Просвещение» А.Кондаков в своем выступлении перед педагогами рассказал о разработке стандарта общего образования в России. Если прежний стандарт прописывал содержание образования: что следует изучать на уроках литературы, что - на уроках алгебры, какие произведения должны быть прочитаны, какие формулы изучены, и так по всем предметам, то новый стандарт ориентирован на формирование у учащихся умения ориентироваться в больших объемах информации.

«Мы столкнулись с большим количеством проблем, которые касаются и Украины, и многих других государств. На сегодняшний день мир живет в условиях очень быстрых технологических изменений. Мы переживаем точно такую же информационную революцию, которую человечество пережило 600 лет назад, когда появился печатный станок. На сегодняшний день, кроме книг и библиотек, возможности получения информации безгранично расширились».

А.Кондаков рассказал об основных трудностях, с которыми пришлось столкнуться при разработке нового стандарта, об учебных программах, способствующих повышению у детей интереса к учебе, познакомил участников встречи с новыми учебниками, методическими пособиями, изданными «Просвещением».

В конечном счете, цель реализации нового стандарта - научить учиться. Не менее важная задача, по словам А.Кондакова, - это разработка стандарта, ориентированного на построение гражданского общества. Школа должна воспитать гражданина (об этом говорил еще П.А.Столыпин), и только потом можно говорить о гражданственности в обществе. Однако на знаменитое грибоедовское: «Где укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы?» - пока ответа нет...

«Мы поставили задачу перед Институтом истории (и российской, и всеобщей): создайте галерею национальных «героев», на примере которых мы будем воспитывать подрастающее поколение. Пока они с этой задачей не справились. Многие вещи в учебниках истории излагаются обезличенно. Поэтому, например, курс «Россия в мире» призван, в том числе, «вытащить» тех лидеров, на примере жизни и деятельности которых можно воспитывать подрастающее поколение. Это ключевая, самая сложная задача и в разработке стандартов образования, и в разработке учебников», - отметил А.Кондаков.

В своем вступительном слове Министр образования и науки Украины Д.Табачник высоко оценил реформы российского образования и выразил готовность к взаимному сотрудничеству с учетом опыта российских ученых и педагогов. Свое выступление Министр посвятил реалиям нынешнего образования на Украине.

«Конечно, у соседей замечательно. Но поговорим проблемах на Украине. Перед нами та же самая задача - создание новых качественных стандартов, которые бы повысили качество образования и его гражданское содержание в школе», - сказал министр.

В частности, он отметил, что «большие проблемы есть в преподавании «Мировой литературы». При этом Д.Табачник подчеркнул, что с этого года «неотъемлемой и значительной частью учебного курса должна стать русская литература». Новый стандарт, по мнению министра, предполагает самое болезненное - максимальную разгрузку программы и создание нового стандарта. В качестве примера, Д.Табачник привел французскую систему обучения, где в год учащиеся объемно знакомятся с творчеством 2-3 писателей.

«Профессор Людмила Кудрявцева, президент Украинской ассоциации преподавателей русского языка и литературы, с которой мы достаточно много и плотно работаем, знает, как нелегко давалась концепция литературного образования. Очень важно, что эта концепция два месяца открыто обсуждалась. Самая большая удача этой концепции - это то, что на секции ее поддержали все учителя, как Тернопольщины, так и Луганщины», - подчеркнул Д.Табачник.

Второй немаловажный вопрос - преподавание истории на Украине. Д. Табачник напомнил о системе преподавания истории в дореволюционных гимназиях Российской империи, где огромное место было уделено курсам античности, Возрождения, истории Европы.

«Нам это поучительно с точки зрения того, что, извините, «обжевывая» историю 20-го века на протяжении нескольких сотен часов в школе, мы проскакиваем за один урок Александра Македонского вкупе с Юлием Цезарем, Цицероном и целыми столетиями. Это огромная проблема школьного образования на Украине. Впоследствии, в большинстве своем, человек никогда не будет потом учить историю. Но, когда он попадет в Лувр или в Прадо, огромное количество шедевров для него останутся пустым звуком».

Как считает министр, новые концепции и стандарты исторического образования на Украине придется создавать революционным путем. «Во-первых, деполитизировать систему образования. Во-вторых, огромную часть учебного процесса повернуть на изучение того, что Маркс называл «общенормативной культурой цивилизованной части человечества». Это античность, это мифология, это история культуры, это история архитектуры» - сказал Д.Табачник.

За 5,5 месяцев работы Д. Табачника в должности Министра образования и науки Украины студенты получили возможность сдавать экзамен на том языке, на котором они обучались в школе. При этом автономия университетов будет обязательно предусматривать выбор самими студентами языка обучения. Первый шаг сделан в этом году для иностранцев. «В новом Законе сделаем для всех», - пообещал Д.Табачник. Министр посетовал на то, что профессиональный голос учителей, оценивающий работу министерства, практически не слышен.

«Учителя из Тернополя (и мне это очень приятно) настаивают на возвращении обязательной части русской литературы и даже русского языка, объясняя свою тревогу и беспокойство тем, что дети не умеют грамотно писать. А вот учителя базовых регионов для моей партии находятся в абсолютной нирване. А если бы каждый написал письмо - одно - Азарову, другое - Президенту, то, может быть, моя позиция перестала бы иметь донкихотскую окраску, и стала бы более весомой», - заметил министр.

В конце встречи Дмитрий Табачник и Александр Кондаков пообщались с учителями и ответили на интересующие их вопросы. В тот же день в РЦНК в Киеве прошли переговоры между Д.Табачником и А.Кондаковым. В переговорах принял участие К.Воробьев, другие сотрудники Представительства Россотрудничества на Украине. Был обсужден широкий круг вопросов, касающихся взаимодействия России и Украины в сфере образования и книгоиздания. Достигнута договоренность о том, что в октябре будет разработано и подписано соглашение между Министерством образования и науки Украины и издательством «Просвещение». Кроме этого, в ближайшее время с помощью «Просвещения» в РЦНК в Киеве будет внедрена принципиально новая система дистанционного обучения и тестирования, предназначенная, как для школьников, так и для учителей.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме