«Одно ясно, что решать вопрос о сокращении чиновников - это не простая математическая задачка. Меня удивляет сама постановка вопроса, что выводится некое соотношения в виде дробей и пр. Это тупиковый путь. На каких-то уровнях власти чиновников должно быть много, на каких-то мало. Тут все далеко не однозначно. За последние годы, например, были ликвидированы многие элементы лесной службы, и сейчас ощущается острая нехватка специалистов в этой области, что особенно было видно, когда летом произошли пожары. Не всех специалистов в этой области, конечно, можно трактовать как чиновников, но все равно это государственные служащие», - заявил в интервью «Русской народной линии» известный экономист, доцент Московского университета, кандидат экономических наук Андрей Кобяков, комментируя требование Президента России инициировать вопрос о сокращении государственных служащих.
Как сообщает РИА Новости, Президент России Дмитрий Медведев поручил администрации главы государства и правительству подготовить прогноз на три-пять лет о соотношении количества чиновников с необходимым объемом выполняемых функций. Глава государства подчеркнул, что сокращение госслужащих «не должно быть механическим».
«Я хочу понять, насколько это нужно... Мы понимаем, что это квалифицированные специалисты, это наши коллеги, и не нужно сокращать ради сокращения, нужно объективно посмотреть на ситуацию», - сказал Медведев на совещании в Горках. «Нужно посмотреть, к чему мы должны придти через три-пять лет. Я поручаю правительству и администрации президента подготовить прогноз на эту тему, чтобы мы понимали, куда мы идем», - отметил Президент. При этом документ «должен опираться на наши финансовые возможности, это не должна быть просто маниловщина какая-то», добавил Медведев.
Он отметил, что существуют экспертные оценки, международные рекомендации по численности штата госслужащих. «Мы должны к этому внимательно отнестись, понять к чему мы стремимся», - сказал глава государства. По словам Президента, современное государство работает только тогда, если эффективно обеспечивается его жизнедеятельность. «Задачи, стоящие перед современным государством очень сложные, но мы должны понимать, что оптимизация численности госслужащих - это не просто механическое сокращение, хотя и оно должно быть, это, прежде всего, - перераспределение полномочий между разными структурами и уровнями этих структур», - сказал Медведев. Он подчеркнул, что оптимизация численности госслужащих способствует созданию, в частности, электронного правительства, а также использования аутсорсинга.
Отметим также, что 8 июня с. г. Дмитрий Медведев поручил разработать вопрос сокращения числа чиновников на 20%.
Как отметил А.Кобяков, «вопрос о целесообразности тех или иных должностей в государственном аппарате должен решаться не математическим путем». «А тем более не арифметическим. Надо смотреть на конкретную ситуацию», - подчеркнул Кобяков.
«Произошедшее в течение последних лет в рамках реформы государственного управления – формальный акт, за которым нет повышения эффективности управленческих функций. Надо пересматривать нормативы, особенно касающиеся регионального уровня. Надо следить за тем, как разрастается аппарат, потому что, например, часто начальнику хочется, чтобы у него был развитый аппарат подчиненных, и т. д. В общем, тут много разных тонкостей», - отметил эксперт.
«Что касается центрального государственного аппарата, то этот вопрос можно решить содержательным путем. Необходимо определить, какие управления и департаменты нужны в том или ином министерстве. Сокращение штатов на какие-то проценты – самый бесперспективный путь, так делали и при Горбачеве, но все это не учитывает реального управления. Управление – не тривиальная задача; это не наука, а искусство. Поэтому к ней надо относиться гибко», - заметил Кобяков.
«Появляется ощущение, что у государственной власти есть представление на уровне ужаса о той задаче, которую ей надо решить. Но как ее решить, они сами не знают. Почему надо сокращать аппарат на 20 процентов, а не 15 или не на 18? Это абсолютно произвольная цифра, взятая из потолка», - подчеркнул экономист.
«Содержательно комментировать эту инициативу невозможно. Надо влезать в работу конкретного министерства и затем рассчитывать работу того или иного департамента, управления и прочее количество сотрудников. Но никто не хочет браться за такую работу, есть более помпезные политические работы, где можно покрасоваться. А реальное государственное управление – не славоемкое, а трудоемкое дело. Оно не дает никакой славы. Но браться за такой труд слишком неохота», - продолжил Кобяков.
«Одновременно принимается решение о создании новых ведомств, о придании им новых функций, и тут же вводятся лимиты на создание новых управленческих мест. В свое время в РАО ЕЭС управленческий персонал вырос в несколько раз. А РАО ЕЭС, по сути дела, – это то же самое, что Министерство энергетики в советское время. Решать проблему для РАО ЕЭС надо, вникая в ситуацию, сложившуюся в этой компании. То же самое касается и лесного ведомства. В противном случае ситуация ухудшится, эффективность государственного аппарата ухудшится, а не улучшится. А то, что сейчас предлагается, не что иное, как кампанейщина», - заключил Андрей Кобяков.