Петр Аркадьевич Столыпин родился 2 апреля 1862 г. в Дрездене, происходил из старинного дворянского рода, сын генерала от артиллерии. Детство и раннюю юность провел в основном в Литве, на лето выезжая в Швейцарию. В 1881 г. окончил Виленскую гимназию, в 1885 г. – естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. По окончании университета служил в Министерстве государственных имуществ, в 1889 г. перешел в Министерство внутренних дел, был назначен ковенским уездным, впоследствии губернским, предводителем дворянства. С 1902 г. и.д. Гродненского губернатора, в 1903 г. переведен в Саратов. Летом 1905 г. во время ликвидации аграрных беспорядков проявил энергию, жесткость и личную смелость, удостоился благодарности Императора Николая II. 26 апреля 1906 г. назначен министром внутренних дел в кабинете И.Л.Горемыкина, 8 июля 1906 г. стал одновременно и председателем Совета Министров Российской Империи. Поначалу он вступил было в переговоры с рядом умеренно-либеральных деятелей (князем Г.Е. Львовым, Н.Н.Львовым, Д.Н.Шиповым, князем Е.Н.Трубецким и др.), надеясь привлечь их в правительство, но переговоры ни к чему не привели, эти деятели предъявили невозможные требования. 12 августа 1906 г. на жизнь Столыпина было произведено покушение: на его даче на Аптекарском острове в Петербурге были взорваны бомбы, в результате более 20 человек были убиты, более 30 были ранены, в их числе сын и дочь Столыпина. Среди погибших и пострадавших были в основном простые люди (прислуга, охрана, а также всевозможные просители). Теракт вызвал бурю возмущения в обществе. Вскоре был опубликован закон о военно-полевых судах, в которых судопроизводство завершалось в пределах 48 часов, а приговор исполнялся в 24 часа. По подсчетам, с августа 1906 по апрель 1907 г. было вынесено 1102 смертных приговора, что позволило остановить волну террора и покончить с революцией.
3 июня 1907 г. революционная 2-я Государственная Дума была распущена. Одновременно был изменен избирательный закон (так называемый «третьеиюньский переворот»), который позволил создать умеренное большинство в 3-й Государственной Думе. В обществе наступило умиротворение, и Столыпин смог перейти к реформам, главной из которых была аграрная. Главными элементами столыпинской аграрной реформы было разрушение крестьянской общины и организация широкомасштабного крестьянского переселения в Сибирь. Однако в полном объеме осуществить свои реформы Столыпину не удалось, как не удалось ему создать и сильной проправительственной партии в Думе, которую он намеревался сконструировать на базе Всероссийского Национального Союза.
Сегодня мы также вспоминаем русского драматурга и поэта
Владислава Александровича Озерова (1769-1816). Озеров - наиболее популярный из трагиков начала XIX в. Окончил Шляхетский корпус, где словесность преподавал Я.Б.Княжнин; соучеником Озерова был С.Н.Глинка. Служил в русско-турецкую войну 1787-1792 гг. Затем был адъютантом начальника Шляхетского корпуса графа Ангальта и одним из преподавателей корпуса. Написал стихи на смерть Ангальта (1794); в том же году вышли сборник стихов Озерова, по-видимому, целиком уничтоженный автором и до нас не дошедший, и перевод с французского «Элоиза к Абеляру», связанный с личной любовной драмой Озерова. Служил на гражданской службе в Сенате, Экспедиции государственного хозяйства, Лесном департаменте.
При Павле I Озеров, продолжая состоять в Лесном департаменте, вернулся на военную службу, в 1800 году присвоено звание генерал-майора, в 1801 вышел в отставку, но в 1803 опять вернулся в департамент уже как гражданский чиновник (действительный статский советник).
Сегодня мы также вспоминаем русского физиолога, основателя Казанской школы физиологов Николая Осиповича Ковалевского (1840-1891); писателя, журналиста, брата режиссера Владимира Немировича-Данченко Василия Ивановича Немировича-Данченко (1845-1936); писателя, отца сатирика Михаила Задорнова Николая Павловича Задорнова (1909-1992).
До сих пор на могилку
Ивана Яковлевича Корейши возле Ильинской церкви в Москве идут и идут люди. Так получилось, что в судьбе Ивана Яковлевича так или иначе приняли участие самые знаменитые люди его времени: святитель Филарет (Дроздов), святитель Игнатий (Брянчанинов), писатели Н.С.Лесков, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.Н.Островский и др.
И.Я.Корейша был хорошо известен не только в Москве, но и в Петербурге, так как ехали к нему за советами и молитвой со всех концов России. Иван Яковлевич пользовался необыкновенной популярностью у москвичей и приезжих. Это был юродивый, сознательно выбравший путь общения с многообразной разнородной массой и наставления людей на путь истинный. Даже среди блаженных он выделяется необычностью своего подвига, какой-то особой его, если говорить светским языком, романтической высотой. Недаром Иван Яковлевич подписывался загадочно: «Студент холодных вод». И вообще говорил стилем высоким, чуть ли не поэтическим. В Великую Субботу 1861 года, приобщившись Святых Христовых Тайн, он сказал, раздавая просфоры: «Поздравляю вас с новым годом, с утренней авророй». Так он говорил о своей скорой смерти. Дела же подвижнические Ивана Яковлевича были еще выше его поэтического языка. Он родился в семье священника в г. Смоленске. Но, закончив Духовную Академию, священником не стал, а, наметив, видимо, для себя подвиг юродства, определился учителем в Духовное училище.
Когда настало время Ивану Яковлевичу выйти на путь своего основного жизненного дела, он, еще будучи учителем, притворился сумасшедшим. Правда, мало кого обманул, так как весь Смоленск знал его как необычного, Божьего человека, с самого детства. Иван Яковлевич стал жить на огороде, в заброшенной бане. Враг рода человеческого начал нападать на него с особой силой, но всего лишь возвел Ивана Яковлевича на необычайно высокий пьедестал даже для юродивого. По злой воле власть имущих поместили его в 1817 году в сумасшедший дом в Москве, на Преображенке. Его бросили в подвал и приковали цепью к стене. Сам он так рассказывал об этом: «Когда суждено было Ивану Яковлевичу переправляться в Москву, то ему предоставили и лошадь, но только о трех ногах, четвертая была сломана. Конечно, по причине лишения сил, несчастное животное выдерживало всеобщее осуждение, питаясь более прохладою собственных слез, нежели травкою. При таком изнуренном ее положении мы обязаны были своей благодарностью благотворному зефиру, по Божьему попущению, принявшему в нас участие. Ослабевшая лошадь едва могла передвигать три ноги, а четвертую поднимал зефир и, продолжая так путь, достигли мы Москвы, а октября 17 взошли и в больницу. Это начало скорбям. Возчик мой передал обо мне обвинительный акт, и в тот же день, по приказу строжайшего повеления, Ивана Яковлевича опустили в подвал, находящийся в женском отделении. В сообразность с помещением дали ему и прислугу, которая, по сердоболию своему, соломы сырой пук бросила, говоря: чего же ему еще? Дорогой и этого не видал; да вот еще корми его всякий день, подавай воды с хлебом, а в бане жил, что ел? Погоди, я сумею откормить тебя - у меня забудешь прорицать!»
В конце 20-х годов, благодаря тому, что в Преображенскую больницу назначен был доктор Саблер, Иван Яковлевич переведен в светлое и большое помещение, однако он, ища тесноты, занимал всего лишь уголок большой комнаты. Он устроился у печки и никогда не протягивал ноги за однажды проведенную черту. Вся комната оставалась в распоряжении посетителей, число которых постоянно росло. К Ивану Яковлевичу стала ходить вся
Москва. Люди задавали самые разные вопросы - духовные и житейские.
Многим Иван Яковлевич вернул здоровье и самую жизнь, многих наставил на путь покаяния и спасения. Известно, что его ответов на духовные вопросы искали такие известные современники, как, например, филолог академик Ф.Буслаев, Н.В.Гоголь (хотя последний так и не решился нанести ему визит). Скончался Иван Яковлевич 6 сентября 1861 г.
Завтра мы также вспоминаем ученого, философа, пионера космонавтики
Константина Эдуардовича Циолковского (1857-1935). В детстве Циолковский почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно. В 1879 году экстерном сдал экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику (с 1892 в Калуге). Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя. Технические идеи Циолковского находят применение при создании ракетно-космической техники.
В философско-художественном эссе Циолковский развивал «космическую философию», которая опирается на идею «атома» — бессмертного одушевленного элементарного существа, курсирующего от организма к организму во Вселенной. Космическая утопия Циолковского предполагает расселение человечества в Солнечной системе и др. звездных мирах, а в будущем — полную биохимическую перестройку обитателей Земли и превращение их в разумные «животно-растения», непосредственно перерабатывающие солнечную энергию. Идеи Циолковского легли в основу так называемого русского космизма.
Также завтра мы вспоминаем воинов, павших, защищая Киев. В этот день в 1941 году немецкие войска заняли Киев. Длившаяся более двух месяцев оборона города завершилась окружением оборонявших город войск Юго-Западного фронта. Десятки тысяч воинов погибли в боях (в том числе и командующий фронтом генерал-полковник М.П.Кирпонос), свыше двухсот тысяч попали в плен.
Завтра мы также вспоминаем: специалиста в области машиноведения и автомобильной техники, основоположника советской автомобильной науки, академика Евгения Алексеевича Чудакова (1890-1953); конструктора, основоположника отечественной школы автоматического стрелкового оружия, генерал-лейтенанта инженерно-технической службы (1943) Владимира Григорьевича Федорова (1874-1966); художницу Зинаиду Евгеньевну Серебрякову (1884-1967).