13 сентября 2010 года российская общественность отметила 80 лет со дня рождения Ивана Федоровича Гончарова - директора Центра народной русской школы, доктора педагогических наук, главного редактора журнала «Русская национальная школа», профессора кафедры ЮНЕСКО «Теория образования в поликультурном обществе», руководителя движения «Русская современная школа», члена авторского коллектива Национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» при учебном комитете Священного Синода Русской Православной Церкви, заслуженного работника высшей школы РФ, почетного профессора Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, лауреата медали К.Д.Ушинского, пишет газета «Русский вестник».
Как уже сообщала РНЛ, представители петербургской общественности тепло поздравили юбиляра в салоне русской культуры Фундаментальной библиотеки имени Императрицы Марии Федоровны.
После успешной защиты докторской диссертации в 1983 г. И.Ф.Гончаров начал глубокую разработку проблем эстетического воспитания преимущественно в связи с литературным образованием. Путем исследования он обнаружил несостоятельность традиционного линейного курса истории литературы в старших классах.
Впервые предложил концентрический принцип изучения литературы в школе: в каждом классе представлена литература всех эпох, т. е. краткая история литературы. А в выпускном классе - обзор историко-литературного курса. Он руководил творческим коллективом по созданию новой программы, которая была опубликована в РГПУ им. А.И.Герцена и журнале «Литература в школе».
Одна из главных областей научно-педагогической и организационной деятельности И.Ф.Гончарова: развитие и воплощение в педагогической практике идеи отечественной педагогики, отцом которой является К.Д.Ушинский, - создание русской народной, т. е. национальной школы.
И.Ф.Гончаров опубликовал более 100 работ по русской школе. Они явились неоценимым подспорьем для создателей нашего национального воспитания. И.Ф.Гончаров создал всероссийское движение «Русская современная школа». Его идеи стали притягательной силой. Выработанные им формы создания и развития русской школы отразились на многих городах - всюду, где живут его последователи.