«Святой Александр Невский телесно возвращался на места своих былых побед» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Святой Александр Невский телесно возвращался на места своих былых побед»

ДелоРус и Александро-Невская Семья / 11.09.2010


Диакон Владимир Василик о Великом Князе ко дню перенесения его святых мощей в Петербург …

Завтра Русская Православная Церковь празднует перенесение мощей святого благоверного Великого Князя Александра Невского из града Владимира в град святого Петра, что произошло в 1724 года.

Это перенесение явилось неслучайным и промыслительным. Святой Князь Александр Невский телесно возвращался на места своих былых побед, - на то место, где Господь сподобил его остановить первый натиск еретического Запада. Промыслительно также, что перенесение мощей осуществил первый Император Всероссийский Петр Великий. 

К сожалению, временами в отечественной историографии встречается мысль о том, что война со Швецией была не нужна, что ее урон был равен пяти Швециям. Это далеко не так. На самом деле этой война была нужна, во-первых, для освобождения православных Ингрии и Карелии, которых угнетали шведы-протестанты и стремились постепенно ассимилировать и опротестантить. Во-вторых, для того, чтобы Россия открыла себе «окно в Европу». И не для того, что заражаться тлетворным западным духом. Петр I сказал замечательные и глубокие слова: Европа нужна нам лет на тридцать, а потом смело можем повернуться к ней спиной. Это нужно было для того, чтобы устоять в технологическом соревновании с Западом, остаться великой державой и не погибнуть. 

Святой благоверный Великий Князь Александр Невский своими мощами освятил град святого Петра – будущий маяк апостольства не только для северных земель, но и для всего мира.

Для нас память святого Александра Невского жизненно важна по многим обстоятельствам. Во-первых, он показал нам наш путь и великий исторический выбор. В XIII веке Русь оказалась в клещах. С одной стороны – Золотая Орда, татары, с другой стороны – шведы и Тевтонский орден. Воевать на два фронта Русь не могла. С кем было мириться, заключать союз, а с кем – воевать? Святой Князь Александр Невский промыслительно разглядел антихристианскую сущность католического Запада, его свирепый и неуемный натиск на Восток («Drang nach Osten»), его желание асссимилировать и покорить народы, и не только языческие, но и православные. И, напротив, он ясно осознал ту истину, что татарам нужна дань и покорность, но русскую душу они не тронут, поскольку они веротерпимы и безразличны к духовной жизни покоренных народов. Им нужна материя, а Западу – душа русского человека, которую Запад пытался и пытается пересоздать по своему образу и подобию. Александр Невский сделал выбор между внешним и внутренним рабством, между внешним порабощением и внутренним растлением. 

Теперь что касается Невской битвы, 770-ю годовщину которой мы в этом году торжественно праздновали. У Князя Александра была малая дружина, а шведский рыцарь Биргер шел в силе тяжкой и бросал князю дерзкий вызов: если хочешь - сопротивляйся, я здесь, и пришел пленить твою землю. На кого полагается князь? Не на народ, не на дружину, не на самого себя, а на Бога. Он горячо молится в Софийском соборе, потом выходит к своей малой дружине и говорит: «Не в силе Бог, а в правде». Он выходит на Неву и в короткой, но страшной и решительной битве наголову разбивает шведские полчища. 

Князь Александр испытывает людскую неблагодарность, когда гордые и кичливые новгородцы после Невской Победы указывают ему путь из Новгорода. Он смиренно уходит, а Новгород терпит наказание за свою неблагодарность – немцы берут вначале Изборск, а затем Псков. Показательна роль иудина греха в этих событиях. Ворота Изборска и Пскова отворили сторонники «немецкой партии», в частности, предатель Твердила Иванкович. Эта партия предала русское дело ради своих временных выгод, ради возможности свободно торговать с ганзейскими городами, получать прибыль и барыши. Из-за этого предательства и оказались возможны поражения, которые терпели новгородцы в 1240-41 году. Только тогда, когда немецкие разъезды показались в 30-ти верстах от Новгорода, они вновь зовут Князя Александра. И он молниеносными ударами выбивает немцев из всех захваченных крепостей Копорья, Пскова, Изборска, и 5 апреля 1242 года выходит на лед Чудского озера.

Святой благоверный князь Александр Невский
Как он рассматривал эту битву? Как Суд Божий. Перед боем он говорит следующие проникновенные слова: «Суди, Господи, обидящих меня, побори борющих меня, рассуди меня с этим высокомерным и кичливым народом». Князь выходит на страшную кровавую битву. По тем временам  это была битва народов; в ней полегло около четырехсот рыцарей – для Запада это была громадная цифра, особенно учитывая то, что каждый рыцарь вел с собой отряд из как минимум десяти оруженосцев и пехотинцев. Летописец говорит о невидимой ангельской помощи, которая поражала врагов русского войска. Это показывает, что благодать и милость Божия пребывала с благоверным Князем Александром и русским народом. Как ровно через семьсот лет она почила вновь на русском народе, который встретился с потомками тех самых крестоносцев, шедших на Россию с немецким крестом и надписью: «Gott mit uns» («С нами Бог»). Но Бог и в 1242, и в 1942 году оказался не с ними, а с нами.

Показательно, с какими словами обратился Великий Князь Александр Невский к освобожденным псковичам: «Не простила бы Русь ни вам, ни нам маломужества. Так о том и помните. Детям и внукам накажите. А забудете - вторыми Иудами станете, Иудами земли русской». Это – страшное предупреждение современникам, склонных торговать Россией и оптом и в розницу, как это делал Твердила Иванкович.

Своей мудрой политикой святой Князь Александр Невский неоднократно спасал Россию от татарских нашествий. Когда его призвал к себе Батый, Александр поклонился ему как царю, которому Бог даровал власть над многими землями, но отказался кланяться кусту и огню даже под угрозой мучительной смерти. И Бог его уберег: Батый подивился его смелости и отпустил живым. 

Последнее свое путешествие в орду Князь Александр Невский совершил в 1262 году, чтобы отмолить Русь от татарского нашествия, за всенародное восстание против нетерпимого ордынского ига. Это ему удалось, но, возвращаясь из Орды, он заболел и умер в Городце 24 ноября (6 декабря по н.ст.) 

Существует мнение, что Князь был отравлен в Орде. Если это так, то он увенчался и мученическим венцом. Перед кончиной он принял монашеский постриг с именем Алексий, присоединяясь к тем самым ангельским силам, которые даровали ему победу на Чудском озере. 

Святой благоверный Великий Князь Александр Невский являет нам пример воинского предстояния перед Господом, защиты земного Отечества. В то же время он являет собой пример мудрого и сострадательного правителя, который делал, что мог  для залечивания ран Русской Земли после монгольского нашествия. Он являет собой образ мудрого дипломата, достойно отвечавшего на вызовы своего лукавого времени. Он являет образ великого молитвенника и печальника за Землю Русскую. Он являет нам великий и высокий пример духовного мужества, человеколюбия, дерзновенной молитвы ко Христу Вседержителю. 

Святой благоверный Великий Князь Александр Невский недавно был провозглашен Именем России. Сказать этого мало. Имя Александра Невского укрепляет, просветляет и преображает душу русского человека. Это один из стержней нашего национального самосознания, один из наших проводников по пути в Царствие Небесное.

Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме