Косовские сербы в ответ пригрозили Белграду принять российское гражданство: «Россия умеет защищать своих граждан, где бы они ни жили», - заявил председатель Сербского национального совета Северного Косово Милан Иванович, намекая на историю с Южной Осетией и Абхазией.
100-тысячное сербское население Косово, компактно проживающее в основном в северных районах двухмиллионного края, по-прежнему отказывается признавать юрисдикцию Приштины и одновременно обвиняет в недостаточной поддержке Белград, напоминает издание.
Накануне дискуссий в Генассамблее ООН председатель Сербского национального совета Северного Косово Милан Иванович заявил, что, «предательство» сербского президента Бориса Тадича заставляет косовских сербов уповать на Россию. Он пригрозил: «Если договоренности Белграда и ЕС по Косово будут нарушать права косовских сербов и реализовываться без согласия России, тогда мы выступим с инициативой о предоставлении российского гражданства сербам в Косово и Метохии. Россия умеет защищать своих граждан, где бы они ни жили», - напомнил Иванович о войне России с Грузией в августе 2008 года и последовавшем затем признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии. Он сослался на принятую делегатами собрания общин Косово и Метохии 7 сентября в городе Звечан декларацию о защите Косовского края как «неотъемлемой части Сербии». В документе подчеркивается, что никто не имеет права разрабатывать документ, в котором «прямо или косвенно ставились бы под угрозу суверенитет и территориальная целостность Сербии».
Последние политические жесты Белграда, фактически, противоречат декларации косовских сербов. Как отмечает издание, вынесенная вчера на голосование Генассамблеи ООН резолюция по Косово стала плодом длительных согласований. Первоначальный проект, подготовленный Сербией, включал неприемлемые для США и ЕС положения о «недопустимости» независимости Косово и необходимости новых переговоров между Белградом и Приштиной по всем нерешенным вопросам, в том числе и по статусу края. Брюссель потребовал от сербской стороны отозвать проект резолюции, пригрозив замораживанием процесса приема Сербии в Евросоюз.
В результате резолюция приобрела компромиссный, но одновременно расплывчатый и никого ни к чему не обязывающий характер. Из текста исчезла формулировка об оценке косовской независимости. Документ лишь подчеркивает, что «Сербия никогда и никоим образом не признает независимость своей южной провинции», а также говорится о важности абстрактного «мирного диалога» по косовской проблеме, который «стал бы фактором мира, безопасности и стабильности в регионе». Впрочем, подобный же абстрактный и необязательный характер по определению носят и сами решения Генассамблеи ООН.