По его словам, оппоненты и критики Церкви не раз высказывали опасения, что тесное взаимодействие Русской Православной Церкви с российскими властями может привести к доминированию православной идеологии, а это, якобы, приведет к «фашизму» - нарушению прав верующих других религий и атеистов,
Вопрос о «сращивании» государства и Церкви был задан отцу Всеволоду 7 сентября в храме святой Татианы при МГУ имени Ломоносова, где он прочитал лекцию на тему «Церковь, государство и общество: вопросы взаимодействия».
По словам священника, тот факт, что в августе сего года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил в присутствии Президента России Дмитрия Медведева отреставрированную древнюю надвратную икону Иисуса Христа на Спасской башне Московского Кремля, был истолкован некоторыми критиками как симптом того, что Россия через пару лет станет «тоталитарной страной православного фашизма» во главе с «православным Хаменеи».
«Это иррациональные страхи России перед Западом, страхи, по-моему, связанные с комплексом, возникшем после того, как Запад похоронил под ярким мусором гедонизма свою собственную духовную традицию», - заметил священник.
Глава Синодального отдела отметил, что в большинстве стран СНГ дистанция между Церковью и государством гораздо больше, чем в странах Западной Европы. «У нас гораздо меньше государственной поддержки религиозной деятельности и религиозных общин, чем это есть в тех самых странах, из которых нас иногда так пытаются критиковать», - подчеркнул он.
Отец Всеволод напомнил, что в России нет системы государственного финансирования религиозной деятельности, нет больничных и тюремных капелланов, а институт военных капелланов, оплачиваемых государством, только формируется. По его словам, диалог Церкви с российскими властями «никогда не бывает легким». «Никакого безоблачного симбиоза нет. Идут очень непростые дискуссии», - подчеркнул он. Представители Церкви, отметил протоиерей, часто критикуют действия властей в самых разных областях - «от ювенальной юстиции и проблем детской порнографии и абортов до тех случаев, когда на те или иные органы власти жалуется отдельный человек».
В заключение отец Всеволод справедливо заметил, что в обществе, где большинство составляют православные христиане, было бы противоестественно лишить Церковь и государство возможности взаимодействовать.