Тема переименования ряда улиц актуализировалась в связи с тем, что жилищный комитет вознамерился до конца текущего года поменять истертые таблички с наименованиями улиц в центре города. В Василеостровском, Петроградском, Центральном и Адмиралтейском районах указатели будут сделаны в едином стиле с историческими зданиями. В Московском, Невском и Фрунзенском - они должны гармонировать с современной застройкой. Но главное требование - большие буквы и обязательное написание название улицы ещё и на латинице. Указатель должен хорошо читаться.
Замена табличек обойдется городу в 100 миллионов рублей. На эти деньги, в общей сложности, установят около 45 тысяч новых указателей. Результат этих преобразований петербуржцы увидят в ноябре.
Но, так как темы возвращения исторических названий обычно упираются в необходимость менять таблички, то есть в деньги, на этот раз специалисты топонимической комиссии надеются «вписать в бюджет» свои идеи. То есть совместить вопросы, связанные с заменой наименований улиц не только на новые указатели, но и на новые надписи на этих указателях. Изначально в список проездов, входящих в программу по замене адресных знаков, возвращение исторических названий которых было одобрено Топонимической комиссией до 2007 года, входили следующие: ул. Белинского - Симеоновская ул.; ул. Блохина - Церковная ул.; ул. Воскова - Большая Белозерская ул., ул. Восстания - Знаменская ул.; пр. Добролюбова - Александровский пр.; ул. Котовского - Малая Вульфова ул.; Красноборский пер. - Рождественский пер.; ул. Красного Курсанта - Большая Спасская ул.; Красноградский пер. - Вознесенский пер.; ул. Кропоткина - Малая Белозерская ул.; ул. Куйбышева - Большая Дворянская ул.; ул. Ленина (от Сытнинской ул. до Большого пр. П.С.) - Матвеевская ул.; ул. Ленина (от Большого пр. П.С. до Левашовского пр.) - Широкая ул.; ул. Марата - Николаевская ул.; ул. Мира - Ружейная ул.; Мичуринская ул. - Малая Дворянская ул.; ул. Радищева - Преображенская ул.; наб. Робеспьера - Воскресенская наб.; ул. Розенштейна - Лейхтенбергская ул.; 1-10 Советские ул. - 1-10 Рождественские ул.; пл. Труда - Благовещенская пл.; ул. Тюшина - Воздвиженская ул.; ул. Чапаева - Большая Вульфова ул.; ул. Шкапина - Везенбергская ул.
Кроме того, Топонимической комиссией было одобрено возвращение исторических названий следующих объектов, не имеющих официальных адресов и по этой причине не входящих в программу по замене адресных знаков (т.е. не требующих затрат на переименование): мост Белинского - Симеоновский мост; ул. Труда - Благовещенская ул.; пл. Тургенева - Покровская пл.
Однако, вопреки появившимся в СМИ сообщениям, в Смольном не приняли соответствующее решение.
В связи с актуализацией проблемы по возвращению улицам города их исторических названий мы попросили члена Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, кандидата педагогических наук, заведующего отделом ФГБУ «Российская национальная библиотека» Сергея Басова прокомментировать ситуацию, возникшую вокруг возможного переименования городских топонимов:
«Топонимическая комиссия принимает только рекомендательные решения, которые Смольный либо утверждает, либо отклоняет, при этом он, к сожалению, не обязан мотивировать свои решения. С 1990 по 1993 год этот вопрос находился в ведении Совета народных депутатов Ленинграда - Санкт-Петербурга, т.е. представительной власти. В 1994 году наш город жил вообще без подобного представительного органа, и все топонимические вопросы перешли на откуп администрации города. И по процедуре, принятой в городе по распоряжению губернатора, мы принимаем свое решение, готовим проект постановления Правительства Санкт-Петербурга, а губернатор его либо подписывает (тогда применяется следующая формула: "С учетом решения Санкт-Петербургской межведомственной комиссии по наименованиям Правительство Санкт-Петербурга постановляет..."), либо не подписывает. К сожалению, губернатор не обязан представлять мотивы своего согласия или своего отказа.
Уже несколько лет, как мы подготовили и подали в Законодательное собрание Санкт-Петербурга законопроект, по которому вся процедура по принятию решений в сфере топонимики регулировалась бы законодательно, где полномочия всех субъектов были бы прописаны. Вопрос о критериях отказа также был прописан в этом проекте закона. Пока такого закона нет, исполнительная власть вольна без объяснения причин принимать то решение, какое ей угодно. С моей точки зрения, это неправильно.
Но я не соглашусь, что Топонимическая комиссия работает впустую. У нас есть, как минимум, своя программа возвращения исторических наименований (именно возвращения, а не переименования), свои критерии и свой регламент. В данном случае мы рассматриваем себя как научное и гражданское сообщество, которые понимают в этой сфере больше, чем городская администрация. Когда мы принимаем решения (а они принимаются коллегиально на заседаниях Топонимической комиссии), то мы их всегда мотивируем, к проекту решения прилагается пояснительная записка, в которой объясняется, почему мы приняли то или иное решение. Ну а дальше, как я уже сказал, нет закона, который бы обязывал администрацию так же четко и однозначно действовать. Поэтому нашему городу нужен закон, который бы урегулировал отношения в сфере топонимики по процедуре принятия решений и их мотивировке.
Деятельность Топонимической комиссии отражается на сайте Комитета по культуре. Там публикуются Протоколы заседаний и Постановления Правительства по топонимическим вопросам. Рекомендую всем, кто интересуется вопросами топонимики, познакомится с "Новым топонимическим журналом" - единственным подобным изданием в России. В ноябре этого года при поддержке Комитета по культуре, Российской национальной библиотеки и Фонда имени Д.С.Лихачева Санкт-Петербургская Топонимическая комиссия совместно с Институтом культурных программ организует Научно-практическую конференцию "Наследие Д.С.Лихачёва и современная городская топонимика". Мы надеемся, что с помощью этой конференции мы сможем прилечь внимание и администрации и общественности ко многим нерешенным проблемам. Я бы выделил две основные проблемы: законодательное обеспечение принятия решений о наименовании городских объектов (Закон о городской топонимике) и возвращение исторических наименований на топонимическую карту Санкт-Петербурга.
6 сентября для нашего города - весьма знаменательная дата. В 1991 году, основываясь на результатах городского референдума, Президиум Верховного Совета РСФСР принял Указ за номером 1643-1 "О возвращении городу Ленинграду его исторического названия - Санкт-Петербург". Это было не переименование, как ныне пишут многие СМИ, а именно - возвращение. Возвращение к своим историческим и культурным корням. Хочу надеяться, что к 20-летию этого события - на следующий год - мы сможем решить многие наболевшие топонимические вопросы».