«Святейший Патриарх Сергий - до сих пор знамя пререкаемое, в особенности для зарубежной части Русской Православной Церкви. Многие упрекают его в небытной ереси сергианства, которая якобы состоит в его чрезмерной уступчивости и угождении властям. Но если внимательно посмотреть на то, что делал Святейший Патриарх Сергий, то он делал ровно то же, что делали константинопольские Патриархи по отношению к турецким султанам и русские митрополиты по отношению к татарским ханам, а именно: внешняя лояльность при неприятии идеологических взглядов и чужой веры. Собственно говоря, в его знаменитой декларации 1927 года нет ничего противного догматам Православной веры и церковному учению о взаимоотношении Церкви и государства. Да, в свое время она вызвала возражения, выразившиеся в послании соловецкого епископата (1927), предпринятого по инициативе Илариона, епископа Верейского. Ее авторы справедливо упирали на тяжелое положение Русской Православной Церкви под советской властью. При этом отметим, что авторы и подписанты этого послания не отошли от молитвенного общения с местоблюстителем Сергием. Считая его позицию чрезмерно уступчивой, они, все-таки, сохраняли с ним молитвенное и каноническое единение», - заявил в интервью "Русской народной линии" доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик, рассуждая о значении исторической встречи митрополита Сергия с И.В.Сталиным и избрания митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.
Как известно, 4 сентября 1943 года, вместе с митрополитами Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), митрополит Сергий (Страгородский) был принят председателем СНК СССР И.В.Сталиным. На встрече присутствовали также Вячеслав Молотов и полковник ГБ Георгий Карпов, будущий председатель Совета по делам Русской Православной Церкви. Митрополиты, по приглашению Сталина, изложили свои пожелания, в числе которых было проведение собора и избрание Патриарха. Сталин заверил, что правительство СССР окажет всяческое содействие. 8 сентября 1943 года в новом здании Патриархии в Чистом переулке состоялся Собор епископов, который избрал Патриархом Московским и всея Руси Блаженнейшего митрополита Сергия. Собор проходил в бывшей резиденции германского посла, в особняке по адресу: Чистый переулок, дом 5, который был предоставлен в распоряжение Патриархии. 12 сентября 1943 года состоялась интронизация новоизбранного Патриарха в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове.
Как отметил диакон Владимир Василик, Патриарх Сергий ясно видел, что советская власть пришла надолго, и что с ней необходимо выстраивать какие-либо отношения, строить с ней диалог. «Что-то удавалось от нее получить, что-то нет. Временами казалось, что советская власть вообще не настроена на то, чтобы терпеть само существование Русской Православной Церкви, и местоблюститель Сергий с горечью говорил - когда-то они душили нас, но выполняли свои обещания, теперь они душат и не выполняют», - продолжил диакон.
«Его позиция была такова: сохранить каноническое единство Русской Православной Церкви, не дать ей целиком уйти в подполье. Сам он переживал аресты и ссылки, и в страшные годы террора сам ежедневно ожидал ареста в своей маленькой однокомнатной квартире, где помещалось все управление Московской Патриархии. Тем не менее, время показало, что позиция местоблюстителя, а затем Патриарха Сергия, была самой правильной. Вначале - присоединение западноукраинских, западнобелорусских и прибалтийских приходов, что сделало РПЦ силой, с которой волей-неволей приходилось считаться еще перед войной. Затем - Великая Отечественная война, те страшные испытания, которые выпали на долю русского народа, и которые многих привели к вере и по ту, и по эту стороны фронта. Не считаться с этим власть не могла - с открытием тысяч приходов на немецкой стороне фронта и религиозным возрождением в советской России», - добавил отец Владимир.
О.Владимир заметил, что возрождение Сталиным Московской Патриархии, структуры духовных учебных заведений, открытие храмов - шаг во многом вынужденный. «Но эта вынужденность связана не только с давлением союзников и не только с фактором возрождения церковной жизни на оккупированных территориях. Многое стало сдвигаться и в сознании кремлевских вождей. Они, и, прежде всего, Сталин, стали переходить к более рациональному, более национальному мышлению, к тенденции сохранения традиционных русских ценностей, в том числе Русской Православной Церкви для укрепления советской государственности. С этим во многом и связано историческое событие 4 сентября 1943 года - встреча Сталина с местоблюстителем Сергием (Старогородским), митрополитом Николаем (Ярушевичем), митрополитом Алексием (Симанским), с которой и началось возрождение Русской Православной Церкви, восстановление института Патриаршества, избрание Патриарха», - подчеркнул диакон.
«Во многом эти исторические события связаны именно с личностью митрополита Сергия, личностью, действительно неправильно понятой и оболганной. Покойный архимандрит Иоанн (Крестьянкин) совершенно справедливо говорил, что нам еще предстоит раскрыть масштаб личности Святейшего Патриарха Сергия и понять то бескровное мученичество, которое он переживал», - сказал отец Владимир.
«Разговоры о «еретичности» его сочинений смешны. Еще до революции в своих трудах, - в частности, в православном учении о спасении, - он отстаивал именно чистоту Православия. С точки зрения чистоты вероучения, его следует назвать одним из безукоризненных русских богословов ХХ века», - подчеркнул диакон.
«В этот день следует с особым настроем и особой сосредоточенностью молиться об упокоении Святейшего Патриарха Сергия, духовно-исторический выбор которого был сродни выбору святого благоверного Великого князя Александра Невского. Характерно, что и Святейший Патриарх Кирилл, говоря о Святейшем Патриархе Сергии, высоко ставит его подвиг и сравнивает его со святым князем Александром Невским. Потому что Патриарх Сергий выбирал между внешним рабством и внутренним растлением, между коммунистическим Востоком и безбожным нацистским Западом. Стоит вспомнить хотя бы его проникновенные послания времен Великой Отечественной войны: «Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. ... Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов Православного Христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему Отечеству. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания ... Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг»», - процитировал послание отец Владимир.
«Благословением местоблюстителя был благословлен подвиг русского народа в Великой Отечественной войне. Во многом его духовным наследием мы живем и сегодня. Вечная ему память», - заключил диакон Владимир Василик.
5. О. Владимиру Василику
4. nemo
3. Re: Оболганный Первоиерарх
2. Re: Оболганный Первоиерарх
1. Местоблюститель Петр митрополит Крутицкий