«Впрочем, интереснее всего не сама закономерность, а страны, явно выбивающиеся из нее, - пишет издание. - Посмотрим в хвост списка: Россия, Белоруссия, Вьетнам и Эстония слишком бедны, чтобы находиться там в компании с Данией и Францией. Социологи из Gallup объясняют это тем, что в перечисленных государствах долгое время господствовал социализм, при котором атеизм был возведен в ранг госполитики. Это наводит на мысль, что религия не является причиной экономических успехов и неудач. Просто в бедных странах она, как правило, помогает людям переносить тяготы жизни, а в богатых и тягот поменьше, и уровень просвещения повыше. И если развивать экономику, религиозность и бедность будут отступать сами собой».
С другой стороны, отмечает издание, США, Италия, Греция, Сингапур, а также нефтяные государства Залива гораздо более религиозны, чем им «предписывает» их уровень благосостояния.
С просьбой прокомментировать данные опроса Gallup и дать оценку сделанным выше выводам корреспондент «Русской народной линии» обратился к заведующему миссионерским отделом Иркутской епархии протоиерею Вячеславу Пушкареву.
«Христос сказал, что легче верблюду пройти в игольные уши, нежели богатому в Царствие Небесное. Но это не значит, что люди, имеющие достаток, в Бога не верят. Они верят, но очевидным образом забывают, что есть непреодолимые человеком правила взаимоотношения человека с Богом. Здесь вопрос следует ставить совсем по-другому: почему и насколько религия является или не является важной частью жизни богатого или бедного человека?
Для богатого человека религия не может стать наиболее важной частью его жизни в силу несоответствия образа жизни и материального достатка с одной из основных религиозных норм обычного христианского бытия приводящего верующего человека к спасению души, выраженных в Евангелии: "Просите, и дано вам будет, ищите, и обрящете". Человек, который является богатым, ничего не ищет и не просит, потому что у него все необходимое есть, а если чего-то и нет, то это "что-то" ему найдут или сделают наёмники без его личного участия. А религиозный человек ищет и просит божественной правды, божественно справедливости. В конечном итоге он ищет и благосостояния, прося Бога о помощи в земных делах. Для такого человека, само собой, религия является важной частью его жизни. Видя, что определённое преуспевание связанно с религиозностью и все прочие - кто ещё ищет такового - стремятся подражать верующим и от того религия для них значима и качественно и количественно.
Для христианина вера в Бога намного важнее, чем, например, для буддиста, хотя у буддиста акт веры выражен, наверное, более красочно, чем у христианина. Но у христиан вера в Бога глубже, осмысленнее, а у буддиста мышление более приземленное, т.е. расплывается по насущным проблемам этой жизни, которая при выполнении всех мелочей сделает его просветлённым. При этом и для нас, и для них вера в Бога важна даже несмотря на разность поставленных перед ней задач.
Когда у человека все есть, и нет заботы о хлебе насущном, то он и не будет искать Бога всем своим существом, и для него вера не будет самым важным содержанием жизни. В Писании сказано - «В поте лица будешь добывать хлеб свой». Европа сегодня живет за счет инерции, капиталов и связей, основанных на достаточно недавней ещё эксплуатации колоний, за счет огромного количества пролитой ею крови, за счет эксплуатации дешевой рабочей силы экспортируемой из Африки и Азии. Европа благоденствует благодаря трудам своих по-разному верующих предков. Она смогла создать такой уровень жизни, где люди уже добывают свой хлеб не в поте лица. Это отточенный и эффективно действующий механизм потребления. Но социологи, видимо, забыли, что все это работает именно потому, что в поте лица работали их религиозно мотивированные предки, поливая своим потом сегодняшнее европейское богатство и благополучие. Сегодня европейцы уже практически не сеют, а более расточают, но когда-нибудь они все расточат. И всё это обязательно будет благодаря охлаждению их современной веры в Бога. Именно только благодаря охлаждению, а не неверию. Что тогда скажут социологи? Неужели они скажут, что именно без веры Европа стала бедной?
Не зря в Апокалипсисе сказано, что в последние времена в Бога будут верить все. Потому что экономически людям будет жить очень сложно. И они начнут искать выход из этого, ведущего в плотскую смерть, положения и, в том числе, снова призовут на помощь Бога. Призовут по-неопротестантски - что бы он пришёл к ним лично, и дал им хлеба и рыб. И в этот момент появится Его суррогат - антихрист - именно тогда, когда религиозный и псевдорелигиозный поиск будет для людей весьма важен. Сейчас же людям ничего не нужно, и, по сути, и антихристу сейчас появляться незачем. В него никто не поверит - кому он сдался? Все эти разговоры наших крайне правых уклонистов о том, что конец света придет уже завтра, - это пустое, исходя из этого простецкого размышления.
Эти совопросники мира сего из команды Gallup говорят, как бы с позиции науки, что религия - это удел бедных. И это отчасти верно, особенно в контексте слов Спасителя: "Блаженны нищие духом". А ведь в духовную нищету вписывается большое множество соотношений. Для человека малорелигиозного нормально стремиться к богатству и к здоровью, так как они дают ему то, чего он не имеет - уверенность в завтрашнем дне. У природы, не имеющей религиозного стержня, свои собственные антизаконы развития. С точки зрения этих антизаконов, человек забывает о боли сразу, как только эта боль перестает его тревожить. Большинство из ранее переживших боль не способны пожалеть другого человека, терпящего боль. Как правило, все мыслят обыкновенно так: "Терпеть можно и нечего поднимать панику. Потерпит". Точно так же человек очень быстро забывает о бедности и перестает сам бедным сочувствовать. Не всякий человек, получивший прививку бедности, сочувствует и помогает бедным. Опять же точно так же человек малорелигиозный или неверно религиозный забывает и помощи Божьей или вообще не связывает благополучие материальных вещей с наличием воли Божьей. А вот уже рассмотрев всё это, нормальные социологи должны были сказать, что прошлая религиозность европейских народов была очень несовершенна, так как в богатстве своём пришла к современному выводу о неважности религии на данном этапе. И ещё, этим горе социологам надо было соизмерить современный срез с событием недавнего прошлого, когда проиграв Вторую Мировую войну немецкие простолюдины и богачи объединилось в едином активном религиозном порыве, который продолжался до самых 70-х годов и современные правящие партии ХДС и ХСС это плоды этого подъёма, не взиравшего на лица и кошельки. Так что связь, нарисованная этой братвой после столь обширного исследования, весьма условная - сиюминутная.
Когда же начнется продовольственный кризис, или скажем Третья мировая война - все костелы и кирхи снова станут набиты людьми в виду особенной мотивации, присущей европейской протестной религиозности, исходящей из желудка, и голоса протестантской крови и т.д., которые будут взывать к Богу - "Почему Ты нас оставил еси?" Будут Его искать и найдут на свою голову не того, кого нужно. Тогда придет антихрист, и возьмет их тепленькими с поднятыми руками. И накормит и напоит. На время.
Русские находятся в похожей ситуации, хотя я не стал бы сравнивать наши совершенно разные с исторической сточки зрения страны и культуры. Мы являемся исключением из правила. У нас вера уничтожалась не сама, актуализировалось неверие. Ответы, которые мы не получили в период безверия, инерционны. Мы живем еще инерцией безбожного прошлого. Судить о нашем настоящем можно будет еще не скоро. Посмотрим на наше состояние где-нибудь в 2025 году. Я уверен, это будет другое состояние. Возьмите наше состояние в 90-х годах и сегодня - огромная разница. А в 20-х годах эта разница будет еще больше. Ведь мы же живём, работаем и как-то уже снова верим в Бога.
То, что нас и подобных нам, нахлебавшихся в коммунистическом угаре, внесли в общий список исследования, - говорит о некомпетентности этих социологов. Несмотря на то, что Gallup является весьма солидной и лидирующей социологической группой, видно, что и на старуху бывает проруха. Потому, что они не подошли к этому вопросу историко-философски, религиозно и религиоведчески. Нельзя нас сравнивать с американцами. В Америке 96% верующих. У них не было гонений на веру. Как можно нас сравнивать, когда у нас выжигали все огнем и мечом. У меня в Иркутской епархии в 41 году не было ни одного священника, ни одного храма. У них - свободный доступ к религиозному образованию, у нас нет. У них религиозных телеканалов множество, а у нас два и то не совсем доступных. Тенденция похожая на указанную в данном исследовании у нас тоже прослеживается, но мы ведь работаем с нашими богатыми людьми, и у них есть огромное преимущество перед западными воротилами бизнеса и пр. У каждого русского человека в крови наследие нескольких святых подвижников прославленных Богом и пока ещё сокрытых, а это для большинства наших грешников непреодолимая преграда в их личном бессознательном походе в ад. Любовь Божия такова, что Он на Крест взошёл ради людей, и ведь именно Его любви уподобили свою любовь наши святые предки, предстоящие сейчас пред Творцом всего сущего. Они нас так просто дьяволу в руки не отдадут и в забытьё впасть тоже сильно нам не позволят. Нас подобные недодуманные соцопросы мало должны смущать. Разве только задуматься лишний раз: "А ничего ли я не забыл из того, что для меня сделано Небом?"».