Полагаю целесообразным основной упор в работе над законопроектом сосредоточить на создании условий для профилактики правонарушений, преступлений. Особое внимание необходимо уделить возрождению института участковых. Западным аналогом российских участковых могут служить шерифы в США, которые, в свое время, выбирались проживающим на конкретной территории населением, выдающему мандат доверия на обеспечение правопорядка наиболее авторитетному и достойному из своей среды.
Возможно, и мы со временем придем к системе выборности участковых на местах, но для этого необходимо наряду с возрождением института участковых, создать институт добровольных помощников участкового - добропорядочных граждан - дружинников, на общественных началах готовых в свободном режиме фиксировать проблемы, связанные с нарушением правопорядка на территории проживания, сообщать о них участковому (информацию о наличии наркопритонов, интим-салонов, о распитии алкогольных напитков на детских площадках, о незаконной вырубке деревьев, о незаконном проживании мигрантов и т.д.). Кроме того, необходимо наделить помощников участкового определенным функционалом для самостоятельного пресечения незаконных действий, вплоть до мобилизации в чрезвычайных ситуациях. Изменения к закону «О милиции» должны дать возможность неравнодушным гражданам, в том числе, и с помощью участковых, наводить правопорядок на территории проживания.
Хотелось бы остановиться на некоторых требованиях к работе и личным качествам участковых. На наш взгляд, это должны быть люди высокообразованные с жизненным опытом, дипломатичные, умеющие примирять и «гасить» конфликты. Кроме того, учитывая ускоренное развитие информационных технологий в России, в регламенте работы участковых должна быть отражена функция оперативного общения участкового с гражданами через унифицированный сайт, куда граждане, проживающие на данной территории, смогут отправлять как свои вопросы, так и информацию о правонарушениях. Целесообразно, создать такую систему, при которой часть сообщений, по желанию граждан, остаются в свободном доступе для других граждан и вышестоящего руководства, как, впрочем, и ответы участкового. Таким образом, можно будет обеспечить общественный контроль над работой участковых.
Для подготовки участковых целесообразно разработать при МВД специальные курсы, дающие потенциальным участковым специальные знания в области юриспруденции, оперативной работы и психологии.
В дополнение в вышеуказанным предложениям, особое внимание в законе необходимо уделить усилению работы детских комнат милиции по профилактике правонарушений в подростковой среде. Необходимо обеспечить регулярные встречи специалистов этих органов со школьниками с целью доведения до молодежи понятия об уважении к закону и информации о том, что бывает с теми, кто его (закон) не уважает. Должна быть налажена оперативная работа с потенциальными молодыми правонарушителями, все они должны быть взяты на заметку. Это поможет, в свою очередь, сформировать у остальных школьников страх перед преступлением. Безнаказанность же порождает новые преступления и развращает остальных. Профилактическая работа с подростками должна обеспечить, в том числе, порядок и дисциплину в образовательных учреждениях и уважение к учителям, без которых не возможен нормальный образовательный процесс.
Николай Бондаренко, председатель Правозащитного Движения «ПЧЕЛКИ» в поддержку православных приютов и образовательных учреждений, первый заместитель главного редактора журнала «Человек и Закон»