В подмосковном Подольске местный бизнесмен Владимир Мелихов открыл на территории собственного участка "Музей антибольшевистского сопротивления", официально посвященный борьбе казаков с большевиками, сообщает Regions.Ru. Музей представляет в положительном свете и тех казаков, что сражались на стороне Гитлера в Великой Отечественной войне. В экспозиции представлены униформа офицера вермахта с символикой донских казаков, нацистские плакаты с призывами на русском и портрет Гельмута фон Паннвица, «верховного походного атамана казачьего стана», группенфюрера СС (был казнен как военный преступник). В церемонии открытия принял участие епископ Женевский Михаил (РПЦЗ), который освятил музей.
РПЦЗ (где много представителей «второй» - военной – эмиграции и их потомков) вообще склонна оправдывать тех, кто был готов бороться с cоветской властью пусть даже рядом с Гитлером. Так, Архиерейский Синод РПЦЗ протестовал против именования генерала Власова предателем.
Попытки оправдать гитлеровских пособников тем, что они боролись с большевиками, делались и делаются в Прибалтике и на Украине; Россия не раз высказывала свое резкое осуждение этих попыток. Regions.Ru также напоминает, что в 1998 году в Москве у Храма Всех Святых возле станции метро "Сокол" открыли памятник Краснову, фон Паннвицу и другим "воинам, павшим за веру и Отечество". Но 8 мая 2007 года эта мемориальная плита была разбита. Regions.Ru попросили священнослужителей и экспертов прокомментировать открытие подольского музея.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне, не понимает, зачем такой музей нужен. «Безусловно, эта страница нашей истории должна быть тщательно изучена и получить адекватное отражение в музейных экспозициях. Все зависит от того, как это подать. Обеление тех, кто воевал на стороне нацистов, подавляющее большинство россиян воспринимает с раздражением, - для них оно просто психологически неприемлемо», - отметил он.
«Ни с моральной точки зрения, ни с религиозной сотрудничество с нацистами оправдано быть не может, даже если люди, перешедшие на сторону Гитлера, делали это из благородных побуждений», - добавил протоиерей.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, оговорился, что экспозиции он не видел, и ограничился разговором о самом сотрудничестве с нацистами в борьбе с большевиками. «Мне представляется, что выбор православных, избравших Гитлера в качестве союзника в борьбе с большевиками, в том числе и казаков, с религиозной христианской точки зрения был принципиальной и глубочайшей ошибкой», - сказал он.
«Да, большевизм был воплощением диавольской антихристовой силы, но и Гитлер был откровенным язычником-антихристианином, погрязшим в бесовщине и оккультизме. Союз с ним даже для борьбы со злейшим врагом для христианина должен представлять абсолютный нонсенс», - отметил протоиерей.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, считает, что создание музеев, прославляющих людей, сражавшихся на стороне врага, в принципе недопустимо. «Для подавляющего большинства наших соотечественников это стало бы осквернением народной памяти о войне», - отметил он.
«Другое дело, что исторические факты, связанные с этим вопросом, должны, конечно, детально изучаться. Отдельная и очень сложная тема – это личная трагедия тех людей, которые в силу различных причин и обстоятельств оказались на стороне фашистов», - добавил отец игумен.
Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека", напомнил, что Церковь молится за всех усопших: и за праведных, и за грешных. «Мне кажется, что надо поминать всех убитых в Великой Отечественной Войне людей, сострадая и тем, кто по заблуждению принял сторону Вермахта. Эту позицию, по-видимому, разделяет и владыка Михаил, так как в последнем случае речь идет о его предках и предках многих зарубежных верующих. Надо признать, что наши деды ошибались, но отказаться от них мы не можем: Церковь молится о всех усопших своих членах», - заметил он.
«История – это не чистый родник, а мутная вода, которая в большинстве случаев покрывает человеческое страдание и горе. И помня об этом, нам надо проявлять большую чуткость к своим живым и усопшим ближним», - заключил отец Макарий.