Военная кампания США в Ираке, о завершении которой объявил Барак Обама, была начата администрацией республиканской партии. В частности, ее начал Буш-старший, а продолжил его сын. У Республиканской партии, и, в частности, у семьи Бушей, есть концепция американского гегемонизма. США в их представлении должны были стать глобальным гегемоном, глобальным шерифом, глобальным полицейским, то есть в тот момент Соединенные Штаты в прямом смысле хотели править миром.
Интересно, что эти стремления имели религиозные корни в протестантской доктрине. Джордж Буш-младший принадлежит к течению так называемых «заново рожденных христиан», которые утверждают, что им указания даёт непосредственно Святой Дух, как голос, звучащий в голове. Буш-младший несколько раз свои внешнеполитические решения (например, решения о вторжении в Афганистан и Ирак), предварял фразой: «Господь мне сказал…». Это не метафора, как можно подумать - он был уверен, что действительно что-то слышал.
Военная кампания США в Ираке была своего рода «крестовым походом», правда, не совсем «крестовым», потому что сейчас границы христианства в западном мире сильно размыты. В этот «поход» можно включить и другие религии, хотя бы как союзников (например, союзником США является Саудовская Аравия, где внутренняя политика строится на суннитском исламе). Ирак никогда не был исламским государством. Саддам Хусейн не исламист, он представитель так называемого арабского социализма, и если он и прибегал к исламу, то в чисто утилитарных целях. Он светский арабский социалист. Соответственно, «крестовый поход» против Саддама не был походом христиан против мусульман.
Администрация Буша вела войну за установление мирового господства. Во всех ключевых точках американцы развязали серьезные конфликты, в которых и увязли. Есть понятие «имперское перенапряжение», которое ввели сами же американские политологи. Когда какое-то государство распространяет своё влияние на весь мир, оно часто перенапрягается, поскольку не может физически присутствовать во всех регионах мира. По всей вероятности, в США как раз наступило «имперское перенапряжение». Сейчас им действительно надо увести свои силы из разных регионов, стянуть их в центр и на какое-то время заняться строительством государства у себя дома - своими тяжелыми социальными проблемами, внутренней консолидацией общества, поскольку американское общество довольно раздроблено. США надо перестать на время играть роль глобального гегемона. Смена политического курса связана с тем, что сменилась администрация, но вопрос в том, будет ли администрация Обамы переизбрана на второй срок. Это очень дискуссионный вопрос. Я рискну предположить, что не будет. И если следующий президент будет жесткий республиканец, подобный Бушам, вполне возможно, что американцы вернутся в регионы, которые покинули.
Митрофанова Анастасия Владимировна, доктор политических наук, руководитель Центра евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД России, профессор РГГУ, специально для «Русской народной линии»