ВЦИОМ провел опрос на тему "Что в первую очередь для вас является предметом гордости за свою страну, свой народ?". Оказалось, что главным поводом для гордости за страну для россиян стало историческое прошлое России (47%). Наши сограждане гордятся Россией также как местом, в котором родились и выросли (32%), и как землей, на которой живут (30%). Несколько реже предметом гордости оказываются великие люди (22%), родная природа (21%), государство (19%), литература и искусство (17%), военная мощь (16%), душевные качества народа (15%). 13% гордятся русским языком, 12% - песнями, праздниками и обычаями, 11% - спортивными достижениями, 10% - памятью предков, по 9% - религией и государственной символикой. В меньшинстве - те, у кого предметом гордости является трудолюбие и хозяйственность народа (6%).
Regions.Ru отмечает, что в советское время принято было гордиться не столько прошлым, сколько настоящим, делом своих рук. Культа прошлого как такового практически и не было, поскольку в нем не было необходимости. Теперь же общество испытывает явную потребность в великом прошлом. Однако интерес к делам предков уже не подразумевает живого участия в них, он несет на себе неисправимый музейный отпечаток, когда в перерыве между телевикториной и реалити-шоу можно погордиться Гагариным, Пушкиным или Менделеевым.
«Следует ли, по-вашему, вообще гордиться своей Родиной? С чем связано то, что все основные поводы для гордости за страну остались в прошлом - с объективным недостатком значимых событий или с исчезновением у людей чувства ответственности перед страной и обществом? Какой повод для гордости за свою страну назвали бы вы?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, отметил, что прошлым гордятся, когда современность не дает повода для гордости. «Хотя «гордиться» - плохое слово. Лучше здесь, наверное, сказать «радоваться». В самом же глаголе «гордиться» и в самом вопросе присутствует идеологический стереотип, употреблявшийся еще и в дореволюционной России, и особенно в советское время: «Мы - великая страна, мы - великая держава». Это стереотип, который разъедает наше сознание, волю и восприятие реальности», - сказал он.
«Я люблю свою страну, она мне дорога. И особенно я люблю Россию, которой уже почти не стало, которую мы потеряли - это, впрочем, тоже стереотип, но правильный. Я бы даже сказал: «которую мы погубили». Сознательно или нет - это уже другой вопрос. По крайней мере, события революции - это сознательное нападение революционеров на Россию, сознательное уничтожение власти и сознательное истребление всех русских сословий, начиная с дворян и кончая крестьянством», - добавил отец Борис.
Протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского Патриархата, считает историю России последних полутора столетий историей утрат главных ценностей страны. «Стало исчезать то, что вкладывается в понятия «Святая Русь» и «Русский мир». Благодаря Православию сердцевиной этого Русского мира было понятие служения, жертвенности. Люди жили не для себя, а для Бога, для страны и для людей. Вся культура и даже быт были проникнуты этой идеей. В этом была сила и превосходство России», - сказал он.
«К сожалению, в двадцатом веке был сломлен код русской ментальности. И нам нужно, по крайней мере, еще одно столетие, чтобы вернуть хотя бы часть этого утраченного богатства. Этим и занимается Русская Православная Церковь», - заключил протоиерей.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, считает, что «гордиться» - слово нехорошее. «Сразу предполагается, что кто-то хуже, а я лучше. Я бы заменил его словом «радоваться». Ведь можно радоваться и тому хорошему, что в стране совершается, и тому, что ты отчасти к этому хорошему имеешь отношение. А гордиться не нужно. Но если уж, со всеми оговорками, употреблять это слово, то я бы, гордился русской литературой, особенно девятнадцатого века, и немножко - двадцатого. А историей России очень уж гордиться не приходится, слишком много там было темного: и крепостное право, и революции, и жестокость...», - сказал он. «Прошлым гордятся потому, что оно уже обдумано, ему вынесены оценки. А настоящее всегда неясно: «лицом к лицу лица не увидать», - заключил отец Александр.
Священник Олег Кобец, настоятель Преображенского кафедрального собора г. Белгорода, полагает, что современные гении - «карлики на плечах гигантов» прошлого. «Мне кажется, что причина ностальгии россиян по историческому прошлому коренится в том, что сейчас они не чувствуют себя хозяевами в собственной стране. Люди слишком зависимы от сиюминутных решений властей, поэтому начинают идеализировать прошлое, где было большее ощущение стабильности», - заметил он.
«Надо также признать, что все величайшие писатели, архитекторы и композиторы - это люди, работавшие в дореволюционное время. Ни в советский, ни в постсоветский периоды истории уже не было тех, кто мог бы сравниться с ними по таланту и гениальности. Если говорить о достижении вершин духовности, то все великие подвижники тоже в нашем прошлом», - сказал он.
«В современности для меня, как для священника, особенно значим подвиг тех людей, которые смогли прийти к вере, отвергнув атеизм. Меня, безусловно, радует возрождение Церкви. Полагаю, что еще прошло слишком мало времени, чтобы мы могли объективно посмотреть на двадцатилетний постсоветский период. Но думаю, что в будущем нам представится возможность по достоинству оценить это время», - заключил отец Олег.
Священник Владимир Тимофеев, клирик белгородского Спасо-Преображенского собора, считает ностальгию граждан по прошлому страны естественной реакцией на ее настоящее. «Любовь к прошлому своей страны, с моей точки зрения, свидетельствует о желании приобщиться к тому образу жизни и мировоззрению, которое существовало ранее. Это, прежде всего, ностальгия по тем ценностям, которых придерживались наши предки», - заметил он.
«Если человек не знает прошлого, он не сможет построить будущего. История имеет свойство повторяться, и, не зная ее, мы будем всегда совершать одни и те же ошибки. Я надеюсь, что те, кто сказал, что гордится историческим прошлым своей страны, подразумевали, что сами хотели бы принять деятельное участие в настоящем своей Родины, продолжив дела героических предков», - заключил отец Владимир.