Колокола петербургского собора Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых освящены 29 августа, в престольный праздник храма, сообщает сайт Санкт-Петербургской епархии. Воссоздание звонницы стало возможным благодаря попечительскому совету во главе с председателем Госдумы Борисом Грызловым, а также помощи благотворителей — фондов «Северная столица», «Транссоюз» и других спонсоров.
После Божественной литургии, отслуженной в нижнем храме Феодоровского собора, чин освящения трех из одиннадцати колоколов совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Бронзовые благовесты воспроизводят свои исторические прототипы. Девять из них носят имена августейших особ династии Романовых. Главный, весом в 8,7 тонны, назван «Михаил-Николай». Его украшают портреты Царя Михаила Федоровича и Императора Николая II.
Набор для звонницы изготовлен на литейном заводе «Италмас» в городе Тутаеве Ярославской области. Это единственный завод в России, работающий по старинной технологии. На всех колоколах указаны имена жертвователей, на средства которых они отлиты. На торжестве присутствовали члены партии «Единая Россия», президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, спикер Законодательного Собрания города Вадим Тюльпанов, клирики Санкт-Петербургской епархии.
«Романовский звон, как называли звон колоколов Феодоровского собора в 1913 году, возможно, станет таким же символом Санкт-Петербурга, как полуденный выстрел пушки Петропавловского собора», — отметил Вадим Тюльпанов. «Остальные колокола прибудут в ближайшее время. Профессиональная комиссия примет их как цельный музыкальный инструмент. После освящения их водрузят на звонницу, восстановление которой началось месяц назад», — рассказал настоятель храма протоиерей Александр Сорокин.
Благовест колоколов Феодоровского собора, надолго умолкнувший в богоборческие времена, уже осенью вновь будет возвещать о начале богослужений. Также состоялось ежегодное заседание попечительского совета с обсуждением проекта «Соберем храм!» — о финансировании из внебюджетных источников предметов церковного обихода собора, имеющих высокую художественную ценность. Заседание впервые прошло в нижнем храме собора.
Феодоровский собор был возведен в 1913 году к юбилею царствования Романовых в России. Храм, посвященный покровительнице Царской династии — Феодоровской иконе Богородицы, строился зодчим Степаном Кричинским как символ единения двух российских столиц. Приезжающих на Николаевский (ныне Московский) вокзал почти 20 лет встречали его золоченые купола (год назад они были восстановлены). Около собора находилась частично сохранившаяся до нашего времени кирпичная стена, стилизованная под кремлевскую.
Величественный храм-памятник в 1932 году был превращен в молокозавод и перестроен, купола снесли. В течение десятилетий здание обрастало пристройками промышленного назначения и к моменту возвращения Церкви в 2005 году было доведено до крайней степени запущенности. В 2006 году был создан попечительский совет собора, который возглавил председатель Госдумы Борис Грызлов. Реконструкция храма началась в 2007 году. На реставрацию собора будет затрачен 1 млрд рублей. По масштабам его воссоздание сопоставимо с возрождением столичного храма Христа Спасителя.
Также в день престольного праздника петербургского храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых, 29 августа, на заседании попечительского совета объявлено о начале программы «Соберем храм!» — сборе пожертвований на воссоздание художественного убранства святыни. Наглядный характер художественных работ позволил распределить их на отдельные позиции: мозаики, иконы, паникадила, церковная утварь, богослужебная мебель, другие предметы убранства, а также техническое обеспечение, например, современная система освещения, разработанная специалистами Мариинского театра.
По каждой позиции обозначена ориентировочная стоимость изготовления. Желающие могут оплатить изготовление конкретных элементов храмового убранства (той или иной иконы, того или иного предмета или мебели). Имена жертвователей записываются в соответствующую книгу, а в случае оплаты изготовления конкретного изделия имя или имена в уместной форме будут запечатлены на самом изделии. Составлен список необходимых икон и предметов, опубликованный в виде брошюры, а также на специальной странице приходского сайта www.soberem.feosobor.ru
Столь конкретная, «именная» форма финансирования художественного оформления храма тем более оправдана, что именно так обстояло дело сто лет назад, когда строился храм. Например, мозаичная икона «Нерукотворенный Образ Спасителя» над главным входом в собор была принесена в дар от Императорской Академии художеств ее президентом — Великой княгиней Марией Павловной, паникадила были пожертвованы учениками уездных и низших школ Министерства народного просвещения, а фонарь на парадной лестнице пожертвовали войска и гарнизоны крепостей Петроградскаго военного округа. Примеров было множество.
В случае успеха проекта «Соберем храм!» собор наполнится произведениями церковного искусства — как новыми, так и воссозданными старыми, которые вместе должны органично вписаться в его исторический интерьер. В частности, предполагается, что фрески и иконописное убранство нижнего храма выполнит архимандрит Зинон (Теодор).