В 1908 г., после кончины супруги, о. Василий принял монашеский постриг и вскоре был назначен ректором Черниговской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. А в следующем 1909 г. состоялась его хиротония в епископа Сумского, викария Харьковской епархии. На Черниговской кафедре Владыка состоял с 1911 до 1917 гг.
После Февральской революции по распоряжению Временного правительства Владыка Василий, будучи обвиненным "в приверженности старому строю", был отправлен на покой как "не соответствующий революционному духу времени". Он был переведен в Николаевскую Теребенскую пустынь Тверской епархии; затем некоторое время управлял Московским Заиконоспасским монастырем.
Святитель участвовал в деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви, откуда в 1918 г. был командирован в Пермь для расследования ареста и последующего злодейского убийства священномученика архиепископа Андроника (память 7 июня).
После произведенного следствия епископ Василий с другими членами комиссии выехал из Перми, что доложить о его результатах, однако их поезд был остановлен красноармейцами, которые перебили всех членов комиссии, а тела их выбросили из поезда. Самого Владыку сбросили с Камского моста в реку. Произошло это 14/27 августа 1918 г. Тело Владыки похоронили местные крестьяне, но когда к его могиле начались паломничества, большевики выкопали тело священномученика и сожгли его.
Епископ Василий причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Он родился 30 июня 1852 г. в семье известного этнографа и фольклориста кн. Н.А.Цертелева, происходившего из старинного грузинского княжеского рода Церетели. По материнской линии Цертелев был племянником известного русского поэта гр. А.К.Толстого. Получив блестящее образование на юридическом факультете Московского университета и европейских ВУЗах, Цертелев по возвращении в Россию, написал серию философских работ, развивавших взгляды Шопенгауэра и Гартмана. Как поэт князь начал публиковаться с 1875 г. в "Русском вестнике", и уже за второй свой сборник стихов он был удостоен Пушкинской премии. Кроме того, Цертелев был автором ряда литературных переводов (в том числе сочинений Гёте и Байрона) и выступал как литературный критик православно-монархического направления. Являясь горячим русским патриотом, Цертелев решительно выступал против любых проявлений космополитизма, определяя последний как "жидовство", "для которого деньги дороже Отечества".
В тревожном 1905 г. Доррер стал Курским губернским предводителем дворянства. Именно благодаря активной контрреволюционной деятельности Доррера и других видных курских правых деятелей (М.Я.Говорухо-Отрока, Н.Е.Маркова, Г.А.Шечкова и др.) Курская губерния получила в годы революции прозвание "Русская Вандея". Граф Доррер организовал и возглавил Курскую народную партию порядка, которая затем влилась в состав Союза Русского Народа. 19 октября 1905 г., когда во многих городах Империи проходили революционные митинги и демонстрации, часто заканчивавшиеся беспорядками, Доррер возглавил патриотическую манифестацию, в ходе которой на центральной площади Курска владыка Питирим (Окнов) отслужил благодарственный молебен с провозглашением здравицы Государю Императору. В итоге в Курске не было никаких революционных выступлений.
В 1907 г. курские монархисты с триумфом выиграли выборы в Госдуму, а их лидер стал председателем фракции правых в Думе. Он был избран членом Главного Совета Союза Русского Народа, пользовался очень большим влиянием в кругах правых. Многие его идеи принимались правыми за основу при решении актуальных вопросов, в частности по дворянскому и еврейскому вопросам.
Доррер скончался в Курске после длительной и тяжелой болезни, характер которой врачи не смогли определить. Отпевал его лично архиепископ Курский Питирим (Окнов). Граф был похоронен на сельском кладбище в Белгородском уезде недалеко от своего имения.