Поводом для заявления известного иркутского священника стало недавнее интервью протодиакона Андрея Кураева, в котором миссионер рассуждает о проблемах миссии и высказывает мнение об обязательности оглашения (катехизации) перед принятием Таинства Крещения. «Крещение без катехизации обезличивает людей. Когда же епископ декларирует, что на мотивы обращать внимания нельзя – я должен сказать, что с таким епископом мы исповедуем совсем разные религии. И мой оппонент достоин титула не епископа, а верховного шамана», - в частности пишет отец Андрей.
«Из текста видно, - пишет отец Вячеслав, - что отец Андрей не является священником и некоторые аспекты этого вопроса ему не близки, а значит и не понятны. Что бы безошибочно рассуждать о церковном обиходе, надо обязательно послужить приличное число лет в иерейском сане и тогда уже не будет нападать искушение писать так категорично».
«Мы все (наверное) в юности были категоричны по отношению к оглашению и вообще народному просвещению, и надо сказать очень много на этом поле сделали, но практика жизни привносит свои коррективы и они имеют под собой положительную и отрицательную практику. Приведём один общеизвестный пример. Большинство окружающих нас священников и вышедших в иерейскую жизнь из нашего алтаря (а их уже скоро три десятка будет) не были крещены нами, но приняли таинство крещения как правило в малосознательном возрасте. Так же и их будущие матушки. Призвал же их Господь через нас точно так, как призывал апостолов, т.е. с их светских рабочих мест на которых мы их обрели. Было и так, что они сами находили нас не имея и малейших представлений о жизни во Христе. Мы их приняли и научили в меру наших сил (а крещение у них давно уже было) и вот они верно служат Богу и Церкви и ещё нет ни одного отлучённого, запрещённого и отказавшегося. Что в них произросло и что их привело в Церковь Божию (без знаний)? Не иначе, как только Дух утешитель в условном синергизме с их свободой воли действовавший в них порой даже против их воли. Они неведомыми путями услышали Его и послушали и вот они с нами. Но мы ведь их не катехизировали! А ведь так же дело обстоит и сотнями тысяч мирян. Нас ведь тоже ни кто не единой йоте Православия не учил. Мы как-то вдруг почувствовали непреодолимое стремление к неведомому Богу и Он открылся нам, когда мы сами искали правду о Нём. Увлечённые желанием всех привести в Церковь Божию мы всяко людей катехизировали, но практика показала, что катехизация заинтересованных в крещении взрослых людей даёт мизерные результаты. Да, люди смиренно находят время на посещение катехизаторских встреч в течение нескольких недель и даже месяцев (после работы), но окрестившись они забываются, и мир вновь поглощает их часто на большое время отрывая от общения с телом Христа Спасителя. Да, они уважают, доверяют, поддерживают, но не живут в Боге, так как нам бы этого хотелось в идеале. И это почти все, кто прошёл курс катехизации», - пишет священник-миссионер.
«А кто же стоит на многочасовых вечерних богослужения в наших храмах? – задается вопросом отец Вячеслав. - Кто не пропускает Воскресных богослужений, кто всё вокруг себя посвящает жизни во Христе? Только те, кого Дух Утешитель Сам призвал и привёл видя их ищущую Истинного Бога душу. Христос в Евангелие от Иоанна (15:16,17) сказал нам: «Не к таковому Духом Святым и водимыми Им людьми (чаще всего пастырями). Вопрос исследования в каждом конкретном случае для новокрещаемых вторичен. Первична любовь, которую пастыри разливают на пришедших к ним в храм креститься новобранцев. Другое дело, что есть церковное правило, что если священник не проповедует, то да будет отлучён. Это верно и справедливо. Но для пробуждения души от греховного сна достаточно порой взгляда святого человека, а в норме нескольких слов поучения из уст чистого сердцем священнослужителя. Такая проснувшаяся душа сама всё найдёт о своём возлюбленном и сама Его познает. Замечательно и очень желательно если при этом у неё будет добрый наставник, но и без него чистых сердцем Бог не уничижает. Только таковая душа пригодна для Царствия Небесного (по учению отцов) а правду о остальных хранит в себе Бог а не мы. Дух Святой дышит, где хочет».
«За многие годы служения мы пришли к выводу, что достаточно одной продуманной беседы (в течение часа или несколько более) сказанной от чистого сердца перед самым Крещением и это нормально работает в нашей сибирской сельской местности, где расстояния 400 км на 250 км, более 100 маленьких деревень и всего 21 священник. Мы потом видим этих новокрещённых христиан в наших храмах в той мере, в какой они лично откликнулись на призыв Духа Святаго посредством наших уст и сердец. Потом мы проповедуем при каждом удобном случае. Поднимается, крепнет и растёт у нас Церковь Божия», - пишет отец Вячеслав.
Всякая обязательность, по словам священника, обязательно приводит к лицемерию: «Бог никого не насилует, а мы-то с чего взяли, что имеем на то право? Любить своих крещаемых надо и не выпускать их по возможности из виду, оставляя им при этом всю благословлённую Богом полноту свободы. (…) Просящему надо давать с добрым скромным поучением и более надеяться при этом на промысел Божий, чем на свою образованность и талантливость».