«Сегодня очень многие подвергают сомнению сам факт существования Руси как огромной исторической общности людей. Мы знаем, что в некоторых местах, в некоторых регионах этой исторической Руси само упоминание об общности вызывает политические страсти, негодование и конфликты», - сказал Патриарх Кирилл 18 августа в Пскове, выступая на Октябрьской площади города. «Очень важно, чтобы сегодня отношения между Россией, Украиной, Белоруссией строились таким образом, чтобы в полной мере учитывалась наша единая историческая общность, наша сопричастность единой, Святой Руси», - подчеркнул Патриарх Кирилл.
В связи с тем, что Предстоятель Русской Церкви постоянно использует в своих выступлениях понятие «Русский мир», объединяющее Россию, Украину и Белоруссию, а также зарубежных соотечественников, корреспондент издания попросил православных священнослужителей ответить на вопрос: в каком смысле Россия, Украина и Белоруссия могли бы строить свои отношения с учетом своей единой исторической общности?
Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, секретарь-координатор исполкома Межрелигиозного совета СНГ священник Георгий Рощин, считает, что сохранение исторической памяти поможет русским, украинцам и белорусам совместно отвечать на экономические, социальные и экологические вызовы и угрозы современного мира. «Святейший в первую очередь призывает политическое руководство упомянутых стран строить политику и социально-экономическое развитие государств, помня об общей истории, к которой причастны и Россия, и Украина, Беларусь, а также другие страны ближнего зарубежья, так или иначе связанные с историей государства Российского – как с Российской империей до 1917 г., так и с Советским Союзом, который включал в себя огромное количество республик», - рассказал он.
Отец Георгий напомнил, что «сам народ, живущий в этих странах, ощущает и понимает это единение: у нас практически один язык, который мы все понимаем, у нас одни культурные корни, у нас одна вера, одна история». «Недаром Святейший Патриарх ежегодно на праздник крещения Руси, установленный как один из государственных праздников в России и Украине, постоянно находится в Киеве, где более тысячи лет назад в днепровской купели мы получи крещение от св. князя Владимира. Опыт показывает, что в истории нашего государства – вне зависимости от его границ – правители помнили о том главном, что объединяет наш народ: откуда вышли эти славянские племена, что способствовало их объединению и созданию мощного государства», - рассказал он.
«Если эта историческая память будет сохраняться на уровне народном, политическом, экономическом, социальном, то наши страны ждет прекрасное будущее, которое позволит нам совместно отвечать на экономические, социальные и экологические вызовы и угрозы современного мира, не обращая внимания на разногласия, которые могут существовать у той или иной части наших народов», - выразил надежду отец Георгий.
Руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при РГПУ им. А.И.Герцена протоиерей Артемий Скрипкин отметил объединяющую роль Русской Православной Церкви для России, Украины и Белоруссии. «Государства разделились, сейчас Россия, Украина и Белоруссия существуют как отдельные государственные образования, а Церковь едина, Церковь не разделилась и не раздробилась. Это как раз говорит о том, что РПЦ является в определенном смысле правопреемницей Российской империи. Это что касается стороны геополитической», - сказал он. Говоря о призыве Патриарха Кирилла строить отношения между Россией, Украиной, Белоруссией с учетом их единой исторической общности, священник отметил, что «Русская Православная Церковь и является примером таким взаимоотношений».
«С мистической точки зрения, Святая Русь – это, прежде всего, пантеон единства русских святых, которые совершенно неделимы. Невозможно представить, что Иов Почаевский, преп. Антоний и Феодосий Печерские – это украинские святые. Это святые одного из регионов Святой Руси – как есть местночтимые святые, как есть собор святых той или иной епархии, той или иной земли. Так и у нас: собор земли Белорусской, собор Новгородских святых т.д. В мистическом плане это тоже единое духовное образование. Думаю, об этом Святейший и свидетельствует прежде всего», - подытожил отец Артемий.
В единстве православной веры видит общность стран заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина игумен Лука (Степанов). «Общая основа нашего бытия – это, конечно, прежде всего, Русская Православная Церковь, ее каноническое пространство. Там, где есть православные христиане (тем более по преимуществу) Русской Церкви, несомненно, есть народная общность, которая базируется на духовной сверхценности, богатстве Церкви. Отделение любого народа от ее духовных корней означает гибель народа, его духовную деградацию», - сказал отец Лука.
«Поэтому осознание единства православных христиан, принадлежащих к Русской Церкви, - это реальность, гораздо более осязаемая, чем какие-то материальные или территориальные разделения, расстояние и границы, разделяющие нас, язык. Поскольку все минется, только правда останется; "видимое временно, невидимое вечно", - говорит апостол Павел. Утверждать эту общность – дело не только Святейшего Патриарха, но и каждого благоразумного человека», - заключил отец Лука.
Бессмысленными считает попытки отрицать факт существования Руси как огромной исторической общности людей клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери священник Георгий Белодуров. «Подвергать сомнению существование этой исторической общности бессмысленно, потому что сама история наших народов говорит о том, что мы жили вместе, в рамках единого государства», - заявил он. «Ведь Русское государство относится ко всем – и к великороссам, т.е. к нам, и к малороссам, которых сейчас называют украинцами, и к белорусам. Русское государство образовалось как единое; были периоды разделения на Московскую и Литовскую Русь. Но в Литве во времена Великого княжества Литовского не было своей письменности, и там пользовались славянским алфавитом, вся правящая знать владела славянским языком и общалась на нем», - пояснил он.
«Другое дело, что для использования этой общности в нынешней политической ситуации нам нужно более плотно установить свои культурные корни для наших народов. Мы, русские, должны чувствовать себя наследниками той исторической общности, чтобы украинцы также чувствовали себя наследниками – и только в этом случае все пойдет на лад. А то очень часто люди и не знают своих корней, не знают православной культуры – того, что делало нас когда-то русскими людьми. Ведь если вспомнить Смутное время, когда рассматривалась возможность приглашение царя из-за границы, то ставилось лишь одно условие: он должен принять православие. Многим, конечно, неверующим или скептикам это кажется неубедительным; мне же как человеку, занимающемуся историей, помимо своих церковных обязанностей, это кажется очень убедительным», - рассказал священнослужитель.
«Мы, живущие сейчас, должны понять, что наша культура – это не попкорн и "Макдональдс", а это культура великой Святой Руси, которая простирается на тысячелетие вглубь. Когда у трех восточнославянских народов проявится это чувство историчности, когда каждый русский, украинец или белорус будет чувствовать себя причастным к делам Великого князя Владимира или Александра Невского и других, тогда это заработает. Конечно, это работает и сейчас, но тогда это заработает в полную силу», - подвел итог отец Георгий.
Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила г.Талдома, сравнил историческую общность России, Украины и Белоруссии с разветвившимся стволом дерева. «Русь всегда была единой, неспроста были Великая, Малая и Белая Россия. У нас единые культура и менталитет, ведь исторически мы три ветки большого дерева», - сказал он. «Поэтому-то мы и должны жить в мире и дружбе – у нас одни корень и ствол, просто в конце три ветки разделились. Ведь у жителей Московской, Архангельской областей, Вологодчины тоже есть какие-то небольшие особенности менталитета! И не думаю, что между русскими и украинцами существуют намного большие различия в менталитете, чем у жителей Москвы и Вологодчины», - считает отец Илия.
Священник Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, считает, что сопричастность единой Святой Руси должна быть осознана и политиками и народом. «Мне кажется, что для строительства нормальных отношений (а в идеале – и создания единого государства) наша историческая общность и сопричастность единой Святой Руси в первую очередь должны быть осознаны всеми: и нашими политическими руководителями, и общественными и культурными элитами, и простым народом», - сказал он. При этом, отметил священник, сотрудничество во всех сферах жизни, включая и военную, и экономическую, «должно опираться на единое для наших братских народов духовно-нравственное основание, укорененное в православной вере».
Отец Павел считает возможным уже сейчас говорить «о создании единого культурного и информационного пространства». «Всеми силами нужно способствовать развитию "народной дипломатии", укреплению культурных и религиозных связей, укреплению единства на всем пространстве Русского мира», - призвал в заключение отец Павел.