Игумения всея Руси 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Игумения всея Руси

20.08.2010


Протоиерей Геннадий Беловолов рассказал о торжестве в честь 80-летия настоятельницы Пюхтицкого монастыря игумении Варвары (Трофимовой) …

17 августа исполнилось 80 лет со дня рождения игумении Варвары (Трофимовой), настоятельницы Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря. Я сподобился участвовать в этом празднике и принести поздравления от нашего храма и наших прихожан, от многих почитателей матушки Варвары из Петербурга. Это торжество стало не только личным праздником игумении Варвары, но, я бы сказал, праздником всего русского женского монашества современной России.

На этот праздник приехало около 15 игумений из разных монастырей России, которые начинали свой путь в Пюхтицкой обители, являются духовными чадами игумении Варвары и стали как бы веточками Пюхтиц. Игумения Варвара в слове на празднике сказала своим духовным чадам: «Вы все мои птички, а Пюхтицы - ваше гнездо». И действительно, в наше время, в последние десятилетия, Пюхтицкий монастырь стал, по сути дела, рассадником возрождения современного женского монашества в России. Глядя на то, как рядом с матушкой Варварой строем стояли игумении - некоторые уже в летах, некоторые помоложе, с наперсными крестами на груди, я невольно вспомнил одну статью, посвященную игумении Таисии, написанную еще в начале ХХ века. Там было отмечено, что в начале ХХ века не было ни одного женского монастыря в России, в создании которого не принимала участия игумения Таисия Леушинская. И поэтому возникло особое определение матушки Таисии как игумении всея Руси. Я подумал, что игумения Варвара также может быть названа игуменией всея Руси, ибо она, по сути, окормляет, направляет своих духовных дочерей, этих игумений, возродительниц многих обителей, руководит их деятельностью. И я бы назвал игумению Варвару продолжательницей духовного делания игумении Таисии. 

Не случайно, наверное, то, что матушка Варвара один из толчков к монашеской жизни получила через родную племянницу игумении Таисии. Она сама рассказывала, что, когда, еще, будучи молодой девушкой и живя в городе Луге, пела в местном храме на клиросе, однажды к ней подошла клирошанка церковного хора Надежда Ивановна Окунева и спросила молодую девушку: «А вы не слышали никогда имени игумении Таисии?». Молодая девушка Валентина ответила, что не слышала. Тогда Надежда Ивановна дала ей книгу «Записки игумении Таисии» и сказала, чтобы она прочитала эту книгу, отметив, что она - племянница матушки Таисии. Когда Валентина прочитала «Записки», то они как раз и заронили в ее душе мысли об иноческом пути. И матушка Варвара рассказывала, что записки стали для нее настольной книгой навсегда. Она читает их каждый день и часто вспоминает матушку Таисию. Отчасти поэтому матушка Варвара уделяет такое внимание Леушинскому подворью и всегда с радостью встречает паломников с подворья. И мы почли своим долгом принести поздравления от подворья, от храма, созданного матушкой Таисией, игумении Варваре. 

На торжество приехало пять архиереев. Службу возглавлял митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий, ему сослужили архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Зарайский Меркурий, епископ Петергофский Маркелл, епископ Нарвский Лазарь. Около тридцати священников сослужило на праздничном богослужении. Невольно думалось, что Пюхтицы – это школа современного русского женского монашества. Можно говорить об особом явлении в наше время – о пюхтицкой Фиваиде, о распространении опыта этой обители на многие другие новооткрываемые монастыри. Это и Иоанновский монастырь в Петербурге, и Пюхтицкое подворье в Москве. Келейницы Патриарха Алексия были все пюхтицкими монахинями. География русских женских монастырей была представлена в конкретных лицах. 

Мы от Леушинского подворья преподнесли матушке Варваре образ преподобного Серафима Вырицкого, выполненный из янтаря. Матушка знала и лично благословлялась у преподобного Серафима. И тот благословил ее великой просфорой в знамение великого служения ее. Впоследствии в Пюхтицкий монастырь была передана личная скуфейка святого Серафима Вырицкого, которая является одной из святынь монастыря.

Матушка Варвара с радостью приняла этот дар, была растрогана да слез, что в день ее рождения в обитель пришел образ одного из ее духовных отцов. Она ходит уже с трудом, с помощью сестер. Несмотря на возраст и немощь, она была очень живой, радостной, праздничной. Когда ей желали дожить до ста лет, она шутила: «Почему желаете так мало? Может, я хочу жить до трехсот, до пятисот лет». Я думаю, что в этих словах изображено пророчество, что матушка Варвара не будет забыта ни через триста, ни через пятьсот лет, благодаря ее подвигам в Церкви Христовой в возрождении современного женского монашества в России.
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья (С.-Петербург), специально для «Русской народной линии» 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме