Сегодня мы чтим память преподобного Антония Оптинского. Преподобный Антоний (в миру – Александр Иванович Путилов) родился 9 марта 1795 года в Борисоглебске Ярославской губернии. В детстве и юности Александр был весьма тих и скромен. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в детском возрасте, чему послужил и пример его старших сродников и братьев, посвятивших себя иноческой жизни.
При нашествии французов в 1812 году Александр оказался в Москве и жестоко пострадал от них. Бежал в Ростов к своим родным, а оттуда через некоторое время отправился в рославльские леса, где уже пять лет подвизался его старший брат Тимофей, будущий игумен Оптиной пустыни преподобный Моисей. Выдержав четырехлетний искус, 2 февраля 1820 года Александр был облечен в ангельский образ на праздник Сретения Господня и наречен Антонием. Исполняя волю боголюбивого архипастыря – епископа Калужского Филарета, преподобный Моисей и преподобный Антоний 3 июня 1821 года отправляются в Оптину пустынь для основания при сей обители уединенного скита.
Место было выбрано в 170 саженях к востоку от монастыря в густом лесу. Очистив от леса само место, пустынники построили небольшую келию и соорудили церковь во имя святого Иоанна, Предтечи Господня. В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. К добровольным трудам и подвигам монашеским преподобного Антония вскоре присоединился и крест тяжелой, длительной болезни.
В декабре 1839 года епископ Калужский Николай поставил его игуменом в малоярославецкий Черно-Островский монастырь. Управляя обителью в болезненном состоянии, преподобный Антоний положил прочное начало устроению обители, а также окончил и начатое его предшественником внешнее ее устроение. Но вскоре преподобный Антоний возвратился на покой в любезную его сердцу Оптину пустынь.
В строгом подвиге преподобный старец Антоний стал проводить свое новое жительство, отчего усилилась болезнь в ногах до крайности. Как великий любитель безмолвия преподобный Антоний желал уединенной жизни, проводимой в молитвенных трудах, чтении и богомыслии. Но его духовные дарования привлекали к нему множество посетителей, желающих принять благословение и духовное назидание.
9 марта 1865 года, когда старцу исполнилось ровно 70 лет, после трехлетнего самоиспытания он принял великую схиму. По болезни старца пострижение было совершено келейно настоятелем обители преподобным Исаакием. В июле открылась во всей силе предсмертная болезнь его.
7 августа 1865 года наступил последний день жизни многострадального преподобного Антония. Вечером, во время всенощного бдения, умирающий вдруг потребовал, чтобы к нему пригласили настоятеля. Как истинный послушник он и в последний путь не хотел отправляться без настоятельского благословения. Исполняя беспрекословно волю умирающего, настоятель преподобный Исаакий благословил его и простился с ним уже навеки. Через несколько часов преподобный Антоний тихо и мирно дважды вздохнул и с третьим, едва заметным воздыханием мирно предал чистую свою душу в руки Божии.
Вчера, в праздник Преображения Господня, мы вспоминали завоевателя Сибири легендарного казачьего атамана Ермака Тимофеевича, погибшего 6 августа 1585 года.
Архиепископ Никодим (в миру Николай Васильевич Кротков) родился 29 ноября 1868 года в г. Погрешино Середского уезда Костромской губернии в семье священника. Окончив в 1889 году Духовную семинарию, он некоторое время учительствовал в приходской школе, затем в 1890 году принял священнический сан. Поступив в 1896 году в Киевскую Духовную академию, через три года, потеряв ребенка и любимую жену, он принял монашеский постриг с именем Никодим.
После окончания Духовной академии со степенью кандидата богословия иеромонах, а затем архимандрит Никодим последовательно служил смотрителем Владикавказского духовного училища и ректором Псковской Духовной семинарии.
В 1905 году о.Никодим бы назначен епископом Аккерманским, а затем – в 1911 году – Чигиринским. В годы Гражданской войны, в 1918 году владыка протомившесь несколько месяцев в плену у петлюровцев, по освобождении вернулся в занятый белыми Киев. В 1919 г., после оставления Киева Белой армией генерала А.И.Деникина, владыка, несмотря на опасность расправы, остался в городе вместе со своей паствой "под красными". Позже, на допросах архиепископ Никодим так определил свою позицию во время Гражданской войны: "Я стоял за единую неделимую Церковь и Родину, невзирая на то, какая в ней будет власть".
В 1921 году епископ Никодим возглавлял Таврическую и Симферопольсую кафедру. В 1922 году владыку возвели в сан архиепископа. Отказавшись от предложения покинуть Россию, архиепископ Никодим встал в ряд мучеников, принесших свою жизнь в жертву Христу. Арестованный по обвинению в сопротивлении по изъятию церковных ценностей, владыка до 1932 года протомился в лагере особого назначения на Соловках. Будучи освобожденным из тюрьмы, архиепископ Никодим был назначен управляющим Костромской епархией, но уже в декабре 1936 года был вновь арестован. А 21 августа 1938 г. священномученик Никодим в застенках ярославской тюрьмы отошел ко Господу.
В 1995 году священномученик Никодим был канонизован в Костромской епархии как местночтимый святой, а в августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был сопричтен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.
Михаил Григорьевич Акимов родился 8 ноября 1847 г. в дворянской семье. Окончив пензенскую гимназию с серебряной медалью, Акимов поступил на юридический факультет Московского университета, который закончил со степенью кандидата прав. Пройдя все ступени судебной иерархии в 1899 г. Акимов как знаток судебной практики и безупречно честный человек был назначен к присутствию в Уголовно Кассационный департамент Правительствующего Сената. Консервативное политическое мировоззрение Акимова и репутация сторонника законности привели к тому, что в 1905 г. Император Николай II назначил его министром юстиции.
Свою задачу в должности министра Акимов видел в том, чтобы укрепить систему правосудия, вооружив правительство для борьбы с нарастающим революционным хаосом. Произведенные им кадровые перестановки в ведомстве открыли путь на руководящие должности сторонникам твердой власти и государственного порядка. Акимов поддерживал энергичные действия, направленные на подавление революционных выступлений. Помощником Акимова в этот период стал другой известный правый деятель И.Г.Щегловитов, отзывавшийся о нем как о человеке твердой воли, способном настоять на своем мнении и не опасавшегося осуждения "передовых людей", т.е. представителей либерального движения.
В 1906 г. Акимов был назначен членом Государственного Совета в котором с 1907 по 1914 гг. Акимов занимал пост председателя. Император Николай II высоко ценил его деятельность, в свою очередь, как отмечали современники, Акимов с благоговением относился к особе Императора, никогда не скрывая своих монархических убеждений. Скончался Акимов после тяжелой болезни 9 августа 1914 в Петербурге.
C 9 августа по 14 августа 1877 г. (ст. ст.) шли самые ожесточенные бои за Шипкинский перевал в Болгарии. Доблестные русские войска под началом генералов Ф.Ф.Радецкого, Н.Г.Столетова отразили упорные атаки превосходящих сил турок под командованием Сулейман-паши. Защитникам Шипки приходилось отбивать до 14 атак в день. Потери русских войск составили убитыми и ранеными 3942 человек (из них 531 болгарин), турок - 6411 человек. 5 месяцев удерживали Шипку "балканские орлы" до перехода русской армии в наступление. Шипка стала символом славянского братства.