«Все культурные страны прилагают значительные усилия в сохранении своего исторического наследия. Нельзя не заметить, что кроме общеисторического значения, подобные объекты оказывают влияние на развитие туристической инфраструктуры города. Одним из таких объектов в охранной зоне Кадашевского храма и в непосредственном примыкании к его территории, является «Дом дьякона». Это двухэтажное здание начала ХIХ века, которое его последний владелец - купец Павел Пирогов - завещал приходу на вечное поминовение, и с конца ХIХ века оно неразрывно связано единой исторической судьбой с нашим храмом. Здание внесено в дополнительный список памятников, и вместе с тем оно имеет уникальное религиозное значение для православных христиан: это единственный в Москве (и вероятно, во всей России) дом, в народном наименовании которого исторически закрепилось уважительное отношение православных людей к церковной иерархии, начиная с ее первой ступени – дьяконского чина. Даже само место со двором, где находится дом, называлось «Дьяконовка». И именно с этим наименованием – «Дом дьякона» - Патриарх Алексий II поставил вопрос о его возвращении Церкви в письме к Вам еще в 1992 году», - отмечается в письме к московскому градоначальнику.
«Уважаемый Юрий Михайлович, позвольте уверить Вас, что «Дом дьякона» как и другие старые здания охранной зоны храма вовсе не являются ничтожными руинами, портящими вид города, как Вас пытаются убедить, возможно, не вполне подготовленные люди. (…) Разве не ясно, что именно как несомненный свидетель своей эпохи, как памятник градостроительства в Кадашевской слободе, как памятник развития социально-культурных отношений общества и Церкви «Дом дьякона» ценен для нас и наших потомков? При таких обстоятельствах мы были разочарованы, узнав, что вместо передачи Русской Православной Церкви «Дом дьякона» оказался в черте застройки коммерческого центра. К сожалению, значительная часть этой исторической зоны уже безвозвратно снесена, и здесь приходится усматривать причины, выходящие за рамки хозяйственных интересов. Но неопровержим тот факт, что никакие коммерческие выгоды не могут являться оправданием для уничтожения культурных и исторических памятников России», - справедливо отмечают авторы письма.
«Приход храма вместе с общественностью отстаивает неприкосновенность и целостность исторической охранной зоны Кадашевского храма, в том числе и «Дом дьякона». Со стороны коммерческой структуры - ООО «Торгпродуктсервис», осуществляющей застройку, звучат агрессивные, антицерковные высказывания, сопровождаемые действиями, направленными на разжигание религиозной вражды. Мы, к сожалению, имеем основания считать, что «инвестор» пользуется содействием городских властей в умышленном уничтожении православного памятника, что воспринимается как недружественный акт в отношении всей Православной Церкви», - подчеркивается в обращении.
«Мы неоднократно требовали сохранения здания, как исторического памятника, составляющего часть комплекса храма и Кадашевской слободы и находящегося на охранной зоне церкви. Мы указывали и на его общее культурно-историческое значение, и на его особое значение для прихода, как здания, переданного на вечное поминовение в соответствии с верой и традициями православных христиан. Это хорошо известно «инвестору». «Инвестору» предлагалось осуществить замену участка на равноценный в другой части города, а также, в самое последнее время, предлагалось выкупить здание через Правительство Москвы. Наши предложения не были приняты. Свои намерения «инвестор» упорно и последовательно осуществляет, несмотря на немалые затраты на пробивание заведомо незаконных согласований, несмотря на то, что ему пришлось, все же, отказаться от своих крайних намерений по застройке храма 6-ти и 8-ми-этажными зданиями. Еще в советское время подобные обстройки храмов определялись, как «моральное убийство», которое преднамеренно совершалось в тех случаях, когда власти не могли физически уничтожить тот или иной храм», - говорится в документе.
«Первый натиск на «Дом дьякона», - отмечается в письме, - с целью его ликвидации не случайно был осуществлен 4 декабря 2003 года: это день одного из важнейших праздников Православной Церкви – Введения во храм Пресвятой Богородицы. Тогда остановить полное уничтожение здания удалось только чудом. Но с тех пор «инвестор» систематически совершает действия по незаконному уничтожению строения по схеме: начинается уничтожение дома, через несколько дней выходит запрещающее постановление, снос прекращается; затем, через некоторое время вновь начинается снос, вновь выходит запрещающее постановление, снос останавливается и т.д. На последнем этапе в июне сего года уже никаких запрещающих постановлений не было, и остатки «Дома дьякона» защитила московская общественность, единодушно выступившая против незаконного строительства. Тем не менее, в настоящее время приходу стало известно, что «инвестор» намерен довести дело уничтожения здания «Дома дьякона», как и всей окружающей храм исторической среды, до конца».
«Поэтапный снос «Дома дьякона», - считают авторы послания, - является настойчивым, целенаправленным уничтожением православного религиозного символа и сознательным оскорблением религиозных чувств православных христиан. Нас это не удивляет: небывалое в истории 70-летнее господство воинствующего атеизма, установленного в России Лениным, не прошло бесследно. Имеется и сейчас немало лиц, так же ненавидящих Православную Церковь и по-прежнему напрасно мечтающих о Ее исчезновении. (…) Не зная ни Православия, ни русской истории, некоторые публично заявляют, вполне в духе 20-80-х г.г. ХХ века, что само принятие Православия для России было, ни много, ни мало, «величайшей трагедией» (В.Познер в интервью курганскому журналу). Такие заявления – прямая клевета на Православную Церковь. Но очевидно, в прямой связи с подобными заявлениями стоит и стремление уничтожить «Дом дьякона». Это намерение расценивается нами как одно из пробных знаковых действий, от успеха которых зависит последующий рост натиска на Православие, начиная с православной культуры. Откровенный вандализм разрушительных акций в Кадашах (и не только здесь), немыслимый ни в одной европейской стране и порождающий вражду и разделение в обществе, достаточно свидетельствует о той «пользе» для общества, которую следует ожидать от подобных «инвесторов», «спасающих» Россию от Православия, в дальнейшем».
«Во исполнение Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О свободе слова и религиозных объединениях», Закона Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», мы просим Вас остановить уничтожение «Дома дьякона», обязать ООО «Торгпродуктсервис» за свой счет восстановить «Дома дьякона» в своем историческом виде и передать его приходу для использования в церковных целях», - говорится в обращении настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова мэру Москвы Ю.М. Лужкову относительно «Дома дьякона».