Епископ Лонгин: Петровский пост - это древнее церковное установление

Саратовский архипастырь объяснил, зачем православный христианин должен соблюдать все посты, установленные Церковью

Проблемы церковной жизни 
0
151
Время на чтение 4 минуты
«Дело в том, что те Ваши знакомые, о которых Вы говорите, скорее всего — люди, которые, подобно Вам, сравнительно недавно пришли в Церковь. У них нет еще навыка церковной жизни, и самое главное — не сложилось, не возникло чувство любви к Церкви и церковному уставу. Я вспоминаю в таких случаях тех верующих людей, которых я застал, придя в Церковь лет тридцать назад. Их жизнь очень просто и естественно была организована вокруг церковного календаря. У них не было вопросов, поститься ли им в среду и в пятницу, соблюдать ли Петровский и Успенский пост — для них это было само собой разумеющимся. Необходимость соблюдать все посты, установленные Церковью, они приняли вместе с верой. И порой у них тоже были вполне серьезные недуги, но они даже не допускали мысли о возможности нарушения поста. Нередко священникам приходилось даже умерять ревность таких прихожан и объяснять им, что мы постимся для того, чтобы покорить плоть духу, а не для того, чтобы умертвить ее», - заявил в интервью порталу «Православие и современность» епископ Саратовский и Вольский Лонгин, отвечая на реплику читательницы портала о том, что многие из ее знакомых верующих людей соблюдают только Великий пост, и вопрос: «Нужно ли соблюдать пост в среду и пятницу, Петровский, Успенский посты, почему?»

«Конечно, очень важно помнить о смысле этих постов. Мы соблюдаем пост в среду и в пятницу потому, что среда — это день предательства, а пятница — распятия Господа нашего Иисуса Христа. Воздерживаясь в эти дни от вкушения скоромной пищи, мы должны не просто вырабатывать в себе некий автоматический навык, а стараться всегда помнить о том, ради Кого мы это делаем, и о тех событиях, в воспоминание которых мы в эти дни постимся. Можно сказать, что пост среды и пятницы помогает человеку обычными земными средствами сделать свою жизнь христоцентричной. В центре нашей жизни должен быть Христос, и постоянное памятование о том, что именно нас ради человек и нашего ради спасения Господь принял крестную смерть, дает нам возможность оставаться христианами всегда», - отметил владыка.

«Посты перед праздниками Рождества Христова, Успения Божией Матери, днем памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, - продолжил архипастырь, — это древнее церковное установление, с помощью которого мы приуготовляем себя к этим праздникам. Если говорить о Петровском посте, то пытаемся отчасти, хотя бы в незначительной степени, разделить тот подвиг, который подняли апостолы — подвиг проповеди слова Божия. Перед Успением — стараемся подражать Божией Матери, которая усиленно молилась и постилась перед своим отшествием ко Господу».

«Конечно же, пост — это не единственное, чем мы должны почтить праздник: необходимы и усиленная молитва, и повышенное внимание к себе, своим поступкам, и добрые дела, и воздержание от всего злого. И пост в данном случае — хорошее вспомогательное средство ко всему этому. Говорят, что «сытое брюхо к учению глухо» — но мы знаем, что глуховато оно еще и к молитве. Когда человек не соблюдает посты, это, конечно, плохо, хотя бы потому, что он не подчиняется церковному уставу. Но когда человек соблюдает пост только как ограничение в пище и дальше этого в своих усилиях не простирается — это тоже плохо, потому что, повторю, пост — не самоцель. Пост — это лишь средство для приобретения определенных навыков в духовной жизни, которую мы стремимся проводить ради Бога, пытаясь следовать за Ним — путем исполнения Его заповедей и очищения своей души от страстей», - считает владыка Лонгин.

«Что касается устава о посте — это вопрос, который Поместные Православные Церкви давно собираются совместно обсудить на одном из своих соборных совещаний. Дело в том, что наш устав создан в древних, чрезвычайно строгой жизни монастырях Палестины, Египта, Азии, когда иными были и люди, и условия их жизни. Мало кто из современных людей может выдержать в точности положения устава, например, о сухоядении, а если и выдержит, то очень недолго — и не только по причине всеобщей изнеженности. Ведь аскеза полуторатысячелетней давности, которая сегодня кажется нам неподъемной, на самом деле не очень-то отличалась от повседневной жизни большинства простых людей, жителей Египта и Палестины; они тогда довольствовались самой простой и скудной пищей. Сегодня, когда люди питаются гораздо лучше, им намного труднее привыкнуть к воздержанию, поэтому те или иные послабления в посте постоянно встречаются в нашей жизни. И вот именно для того, чтобы ввести эти послабления в какие-то рамки, определить их допустимость в конкретных случаях, необходимо, конечно, общецерковное обсуждение этих вопросов», - заявил саратовский архипастырь.

«Мерой поста для большинства наших современников, наверное, действительно является пища с маслом — за исключением, может быть, первой и последней недель Великого поста, когда пост должен быть более строгим. При этом надо помнить, что грань между саможалением и разумным послаблением можно провести только с помощью собственной совести. Там, где мы ослабляем пост из-за каких-то хронических заболеваний для того, чтобы иметь силы трудиться, служить Богу и ближним — это одно дело. Там, где нам просто хочется съесть что-нибудь просто потому, что хочется, и мы идем на это, прибегая к помощи «серьезных» оправданий,— это, конечно, уже саможаление. Как уже неоднократно приходилось говорить, очень важно человеку иметь опытного духовника, который сможет помочь ему установить меру не только в отношении поста, но и всей его духовной жизни», - заключил епископ Саратовский и Вольский Лонгин.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Проблемы церковной жизни
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35