Кстати, у нас есть забытая поговорка и про гостей, и про жару сразу: «Надо избу выстудить, жарко». В том смысле, что имеются лишние гости, которых пора выпроваживать. Для такой вот всем до боли знакомой ситуации наши деликатные предки выдумали присловицу, которую никто нам не может запретить осмысливать и так, и этак. На путях такого осмысления мы можем вспомнить другую поговорку, которая гласит, что «Церковь не в бревнах, а в ребрах», и тем самым убедиться, что здесь душа народная вполне согласна с апостолом, который говорит, что тело наше есть храм для духа (1Кор.6:19). Таким образом, понимая под избой нашу собственную душу и чувствуя духоту и смрад греха, спешим «выстудить избу», избавиться от лишних «гостей», т.е. страстей.
Размышляя далее над этим предметом, мы не избегнем еще одной аналогии, тем более, что жар, духота и смрад явным образом наполнили собой любезное наше Отечество. И этот его дым, увы, уже не сладок. Следуя логике народной мудрости, мы без труда можем уяснить себе, по крайней мере, одну из причин, по которой нам сейчас неуютно, душно и страшно находиться в собственном родном доме, нашей избе, нашей России.
«Надо избу выстудить, жарко». В данном случае совсем необязательно понимать под «лишними гостями» каких-то инородцев, которые мешают нам жить, и их надо немедленно выгнать. Скорее тот, кто сам призван быть в доме хозяином, не ведет себя как таковой. Он напивается пьяным, безобразничает, ничем не управляет, подает плохой пример. И неизвестно еще, кто делает пребывание в избе более невыносимым, - он сам или распоясавшиеся незваные гости. С них-то какой спрос, когда сам домовладыка ведет себя хуже золотоордынца? Происходит это от того, что он находится в ложном положении. Он сам себя в него ставит, и все родные, гости (званые, незваные) в этом положении находятся. Кто-то что-то понимает, чувствует неладное, но сделать ничего не может. Все зависит от хозяина, а он, собака, лыка не вяжет. Быть может, завтра он проспится, отрезвится, увидит свое безобразие и наведет порядок. Никакой пьяница не лишен такой надежды.
К сожалению, человека пьянит не только спиртное. Есть вещи, от которых просто так не проспишься. Сложное положение, в котором находятся многие, и многое в нашем Отечестве, можно назвать положением господствующим. Господствует пьянящая жажда наживы, причем жажда такого свойства, которая не разбирает, откуда ее утолять - из родника или из нужника. Пьяны этой жаждой хозяева, и гости званые и незваные, и всем уже душно и плохо на этом пире во время чумы. Они не знают, как им «избу выстудить», которая уже просто горит.
Бывало, конечно, и прежде сушь да сушь, ни облачка, ни дождичка. Тогда находил батюшка чинопоследование и шел служить, просить у Бога дождя. А когда шел в Церковь, то брал с собой по простоте веры зонт и калоши. И Господь его веры не посрамлял. Теперь же, когда все у нас горит и повсеместно совершаются молебствия, жара и сушь не прекращаются. Господь их не слышит. Как тут не вспомнить Третью книгу Царств: «Как заключено было небо во Израиле на три с половиной года». Наверняка, и в те дни молили Бога о дожде, и не получали просимого. Почему? Потому что не могли решить толком, у какого Бога просить - то ли у Ваала, то ли у Бога Израилева. Неужели и в наши дни нужен Илья, который покажет, какому Богу следует молиться?
Разве надо быть пророком для того, чтобы понять, что ни за какие деньги дождь на землю не снизойдет ни при каких обстоятельствах? Ужас нашего положения в том, что, в отличие от поклонников Ваала, все у нас это прекрасно понимают, но это понимание само по себе ничего не меняет. Жестокий и властный идол наших дней требует всецелого себе поклонения.
Из нашей жизни стремительно испаряются понятия и принципы, которые делают людей людьми. Деньги стремятся подменить собой все. Они делают нашу жизнь ненастоящей. Эта болезнь сверху донизу поразила все наше общество, как когда-то поклонение Ваалу затронуло весь народ израильский. И хоть были в нем истинные поклонники Бога живого, засуха и голод были одни на всех. А такие вещи, как засуха, голод, война и тому подобное всегда одни на всех, они всех уравнивают потому, что они есть настоящие. И это то, что может вырвать человека из его ненастоящего, ложного положения, того положения, в котором находимся сегодня мы во всех сферах нашего национального бытия. Жестокий и властный идол стремится стать хозяином в нашем доме, и многие уже признают его таковым. И пока это так, пока он не будет признан лишним гостем, ничего особенно хорошего ждать нам не приходится.
Иерей Алексий Успенский, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, специально для «Русской народной линии»