Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Диакон Владимир Василик: «Первая Мировая война явилась началом Русской Голгофы»

02.08.2010


Православный ученый об уроках и значении катастрофы 1914 года …

Вчера, 1 августа мы отмечали годовщину начала Первой Мировой войны. Для нас эта война закрыта событиями Второй Мировой войны и для многих она является отдаленным прошлым, не имеющим отношения к современной действительности. И совершенно напрасно. Во-первых, нужно вспомнить, что её первоначальное название было - Вторая Отечественная война. Это потом народ запомнил её как Германскую войну, это потом большевики и коммунистические авторы оболгали её как империалистическую войну. На самом деле для миллионов наших дедов и прадедов это была действительно Отечественная война. Память о ней мы должны свято хранить. Почему эти события 96-летней давности столь важны? Потому что летом 1914 года, 15 (28) июня, с покушения Гаврила Принципа на герцога Фердинанда в Сараево, начался ХХ век. Это хорошо понимали современники тех страшных событий. Вот что писала Ахматова в поэме «Без героя»:

А по набережной легендарной
Приближался не календарный
Настоящий двадцатый век.


У неё много стихотворений, посвященных Первой мировой войне, и вот хотелось бы вспомнить некоторые из них:

Мы на сто лет состарились. И это
тогда случилось ровно в час один.
Короткое уже кончалось лето,
Дымилось тело вспаханных равнин
Вдруг запестрела длинная дорога,
Плач полетел, серебряно звеня.
Закрыв лицо, я умоляла Бога
До первой битвы умертвить меня.


Первая мировая война действительно изменила судьбы Европы, сознание европейцев и русских людей. Более того, она изменила карту Европы и мира. С лица Земли исчезли целых четыре империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская и Турецкая. Две из них сохранили, в общем, свои геополитические границы - это Российская империя и Германский рейх, но изменили свой социальный строй. Одна стала Советской республикой, другая - демократической парламентской республикой. Австро-Венгрия распалась на несколько государств, Турция лишилась большей части своих владений и перестала быть султанатом.

Однако произошло гораздо более страшное событие, а именно, поменялась ментальность, поменялось сознание. Европа после Первой мировой войны в значительной степени потеряла христианские ценности. Это было во многом связано с самой войной, с её жестокостью, с нечеловеческими способами истребления, в том числе и новые, включая танки, самолеты, газы. Миру Первая мировая война обошлась в 10 миллионов человек, наиболее страшные потери понесла Россия - 2,5 миллиона наших сынов отдали мы за участие в той войне. Последствия войны были страшны и потому, что на могилах павших солдат, к сожалению, буйным цветом выросли страшные порождения европейского безумия, а именно, коммунизм и, гораздо более страшное явление, национал-социализм.

Мы помним о жестокости и терроре во время Второй Мировой войны, но как-то забываем, что дорогу к ним проложила Первая Мировая война. Вспомним страшный геноцид турецких армян, в результате которого погибло 1,5 миллиона христиан-армян. Осуществлен этот геноцид был масонской младотурецкой партией, которая впервые за историю существования турецкой империи поставила этнический лозунг «Турция для турок». При этом в годы Первой мировой войны осуществлялся жесточайший геноцид сирийских и греческих христиан, который завершился уже понтийской катастрофой, геноцидом понтийских греков в 1923 году. Тогда погибло около миллиона, и два миллиона было переселено в Грецию. Отметим, что геноцид осуществлялся и в отношении славянских народов. Стоит напомнить, что из 4 миллионов жителей в довоенной Сербии погиб целый миллион, каждый четвертый, в результате военных действий, репрессий карателей и искусственного голода. Надо вспомнить трагедию православных галичан. Не менее 80 тысяч было казнено в 1914 году только за верность Православию, русским началам и за любовь к Российской державе. Позднее, когда Гитлер решался на массовое уничтожение славян и евреев, он говорил: «Кто сейчас помнит о турецких армянах, вырезанных в 1915 году, о них все забыли. Так же не будут помнить и о тех, кого будем уничтожать мы». Урок явен и очевиден. Самый страшный удар пал на христиан православных и восточных.  

С другой стороны, мы видим страшное одрябление европейского духа. Это тот пацифизм, в результате которого Европа утратила желание воевать, и во время Второй мировой войны так и не смогла дать должный отпор Гитлеру. Те постыдные факты, что французские женщины в 1940 году перекрывали аэродромы для своих же истребителей, пытавшихся защитить французское небо, в немалой степени связано с тем шоком от страшных потерь в Первой мировой, от окопов Вердена, мясорубки на Сомме и Ардена, когда за одну неделю погибало 500-600 тысяч человек. Это наследие Первой мировой войны. 


Император Николай II и Цесаревич АлексейВозникает вопрос: какие силы её вызвали, кому она была нужна? В советских учебниках говорили о международном империализме, который и вызвал к жизни Первую мировую войну. Объяснение в чем-то верное, но достаточно однобокое. Россия вступала в войну вовсе не для рынков и колоний. Она воевала для того, чтобы защитить своих братьев сербов и сохранить своё национальное самостояние и государственное существование. Мы как-то забываем, что человеконенавистнические планы разделения и расчленения России, захвата её до Урала, выдавливание русских в Азию, придумал не Гитлер. Эти планы к 1914 году отчетливо сформулировали Шимон и Хаусхоффер, которые предлагали отторгнуть от России Польшу, Прибалтику, Украину, Белоруссию, а русских либо оставить в пределах Московии XV века, либо потихоньку выдавливать в Азию. Национал-социализм формировался до Гитлера в человеконенавистнических доктринах «жизненного пространства» ("Lebensraum"), которые стали основой политики германского рейха перед Первой мировой войной. В открытую заявлялось: «Мы слишком поздно стали единым государством, нам не хватает места под солнцем».

Очень хорошо эту человеконенавистническую программу определил святитель Николай Велимирович «А всем нам известна их философская теория насчет пространства и освоения его: чтобы продвинуться и захватить… сады, виноградники, огороды, поля, луга, леса, реки, горы и так далее. Но вы, сербы, вместе с Богом воскликните в ужасе: "Как же это вы сделаете, если там живут тысячи и тысячи людей, братьев ваших, которые признают Того же Единого Творца и Отца - своего и вашего? Как?!" "Легко сделаем - отвечают они. - Совсем легко. Людей мы огнем повыжигаем, а их леса, поля и виноградники себе заберем. Людей покосим, а их капусту себе оставим, чтобы росла для нас. Людей повылавливаем, поснимаем с них одежду, а их голыми потопим в воде. Людей уничтожим, как гусениц, а их добро и золото заберем себе. Людей потравим ядовитыми газами, а их зерно, вино и елей оставим себе. Людей изгоним в пустыню, пусть вымирают там от голода, а сами сядем за их столы, будем есть пить и веселиться"».

Эта доктрина не только Гитлера или Гиммлера, но и Вильгельма II, Мольтке старшего и младшего, Шимона, Хаусхоффера и других. Но давайте смотреть ещё глубже. Было бы слишком поверхностно сваливать на германский дух экспансии, на германскую гордыню, на их презрение к иным народам. Всё это было бы слишком просто. На самом деле была и другая Германия, христианская и трудолюбивая, которой всё это было совсем не нужно. Почему же возобладали именно эти агрессивные настроения, которые привели к войне, к трансформации германии и распаду Австро-Венгрии? Ведь и в Германии раздавались голоса, что они защищают своё национальное бытие от французского и русского империализма.

Ещё более глубинная правда состоит в том, что существовали могущественные силы, связанные с финансовым капиталом и не только, которые были заинтересованы в переделе мира, в крушении традиционных государственных образований и, прежде всего, монархий. В гибели многонациональных государств, в гибели христианских империй. Не секрет, что покушение в Сараево организовывали силы, связанные с масонством и с английской разведкой. Это террористическая организация «Белая рука», к которой были причастны связанные с английской разведкой и мировым масонством офицеры. Характерно и поведение Англии накануне Первой мировой войны, она делала всё, чтобы втянуть в конфликт с одной стороны Германию и Россию, а с другой Австро-Венгрию и Францию. Англичане объявили свою позицию лишь тогда, когда война стала свершившимся фактом. Кстати, Англия - центр мирового масонства - делала всё, чтобы всемерно ослабить Россию с одной стороны и Германию с другой. Помогала скупо и неохотно.

В 1914 году англичане требовали от русских, чтобы те ценой своих жизней спасали Париж. Но когда в 1915 году началось масштабное наступление немцев на Восток, союзники пальцем не пошевелили, чтобы спасти гибнущую Русскую армию. Значимым и зловещим фактом является то, что в покушении на Г.Распутина принимал участие офицер английской разведки. До конца не изучена роль, которую сыграл английский посол Дж.Бьюкенен в Февральской революции. По сути дела английское посольство стало своеобразным штабом для заговорщиков Петрограда. Возникает вопрос: зачем было топить своего верного союзника, который сделал так много для общей победы? Ответ прост: в войну уже собирались включаться США, и сильная Россия как победитель союзникам была уже не нужна. Поистине правдивы пушкинские слова: «Врагов имеет в мире всяк, но от друзей спаси нас, Боже!». Именно эти союзники вкупе с внутренними изменниками из самых высших слоев общества способствовали гибели Российской монархии. Это было им нужно для свободы в новом мироустройстве. Показательно, что при заключении Версальского мира, были флаги всех государств, воевавших в войне, но русского флага среди них не было.

Без преувеличения можно сказать. что Первая мировая война перепахала русское общество. Этот «отравленный пар с галицийских кровавых полей», по словам А.Блока, отравил сознание очень многих. Именно он способствовал появлению в русском обществе, прежде несвойственной ему, жестокости, нетерпимости и желания решать все проблемы насилием. Характерен эпизод, рассказанный И.Буниным в «Окаянных днях», когда простая русская крестьянская девка запросто говорит о пленных: «Да перерубать их всех, вот и всё!» 

Во-вторых, в результате войны и милитаризации экономики начались тенденции, которые продолжились и в Гражданскую войну, а именно, трудовая мобилизация, продразверстка, огосударствление экономики. Первая мировая война проторила дорогу и к Гражданской войне и к установлению социалистического режима.

  Возникает вопрос: прав ли был святой страстотерпец Император Николай, вступая в эту войну? В историографии господствовал миф о «недалеком царе», который, повинуясь указаниям союзников, втравил Россию в ненужную ей войну. На самом деле это миф, который поддерживали как правые, так и левые. Император Николай все предыдущие годы старался уходить от войны, как только мог. Это было во время Боснийского кризиса 1908 года, во время Балканских войн. Другое дело, что из кризиса 1914 года нельзя было выйти не только без потери лица, но и без потери союзников и оборонного потенциала. Дело в следующем: если бы Австро-Венгрия в 1914 году безнаказанно раздавила Сербию, то мы лишались бы традиционного союзника, который в течение 1914-15 годов удерживал полумиллионную австрийскую армию. В случае невступления России в войну, немецкая армия обрушилась бы на Францию и, как во времена Франко-прусской войны, в считанные месяцы оккупировала и уничтожила бы её. Затем, усилившись за счет её потенциала, обрушилась бы на Россию. Мы, к сожалению, в силу целого ряда причин, в первую очередь внутренних, не смогли бы выдержать эту войну даже вместе с союзниками, даже на два фронта. Что было бы с Россией, если бы это была война на одном фронте? Она бы закончилась в 1915 году и на линии более дальней, нежели была очерчена по Брестскому миру. С этой точки зрения решение Царя было жертвенным с одной стороны и мудрым о прозорливым с другой. О христианском жертвенном решении сказал Николай Велимирович: «Святой Император Николай ради единоверного ему сербского народа не усомнился взойти на Голгофу сам и повести за ней своё семейство и русский народ. Он сознательно избрал Царство Небесное вместо царствия земного, как некогда это сделал наш благочестивый царь Лазарь. Трагедия и подвиг Императора Николая неизмерим. Новый царь Лазарь. Новое Косово».

Но здесь был и здоровый прагматизм. Лучше воевать вместе с Сербией и Францией, чем без них. Святому страстотерпцу Императору Николаю был чужд триумфализм, которым болела либеральная интеллигенция, те же самые кадеты. Был чужд призыв Милюкова «Даешь Дарданеллы!» Он разделял известные слова из «Войны и мира» о том, что война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо строго и серьезно принимать эту страшную необходимость. Он её принял 19 июля (1 августа), когда отдал приказ о всеобщей мобилизации, исчерпав перед этим все усилия по сохранению мира и предотвращению войны. А приняв, он строго и серьезно работал над военным, государственным и экономическим строительством. Именно, благодаря ему, Русская армия после тяжелых поражений лета 1915 года смогла остановиться в отступлении, а летом 1916 года не юге перейти в контрнаступление. Во многом благодаря деятельности Государя Императора по экономике к 1917 году Россия накопила такой запас, с которым она смогла воевать четыре года Гражданской войны. К зиме 1917 года у Русской армии было всё для того, чтобы победоносно завершить войну в Берлине. Эту победу, к сожалению, у нас вырвала внутренняя измена, бунт и революция. Во главе этого бунта стояла русская элита, дворянство и интеллигенция. Эта та самая тоска самоубийства, которая обуяла высший класс, которая и погубила его, Царя, и чуть не погубила Россию.

О ней хорошо написала Ахматова:

Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской Церкви отлетал...


Русские солдаты, Первая мировая войнаЭтот дух предательства Помазанника, дух иудиного греха, поразивший русское офицерство, интеллигенцию и дворянство способствовал тому, чтобы Россия, по словам Черчилля «потонула при входе в благословенную пристань». Он, правда, забыл упомянуть, что в русский корабль была пущена и английская торпеда. Первая Мировая война явилась началом Русской Голгофы, началом тех великих испытаний, которые выпали нашему народу в ХХ веке. И Голгофа началась с иудина греха. Но не будем забывать, что она началась из крестного страдания тех миллионов русских сынов, которые положили головы свои на поле брани «в проклятых Мазурских болотах… на синих Карпатских высотах» за Веру, Царя и Отечество. За Веру и Отечество погибали воины и в Великую Отечественную войну и в локальных войнах, совсем недавно, в Чеченскую войну, но за триаду, за Царя они последний раз погибали в Первую мировую войну. И пока эта триада не восстановится, Россия никогда не заживет полнокровной жизнью.

Промыслительно совпал этот день с днем памяти святого чудотворца Серафима Саровского, который прозревал великие испытания для России в ХХ веке. Он говорил о той радости, которая произойдет, когда обретут его мощи, но добавил, что радость будет недолгой. Будет такая скорбь от начала мира, какой никогда не было. Ангелы не будут успевать принимать души. И тем не менее подвиг вождей и воинов убиенных в Первую Мировую войну не пропал даром. Благодаря их подвигу сохранилась Русская Держава, сохранилось бытие России. Опять-таки хочется вспомнить стихотворение Анны Ахматовой.

Пахнет гарью. Четыре недели
Торф сухой на болоте горит.
Даже птицы сегодня не пели,
И осина уже не дрожит.
Стало солнце немилостью Божьей.
Дождик с Пасхи полей не кропил.
Приходил одноногий прохожий,
И один во дворе говорил:
«Сроки страшные близятся, скоро
Сстанет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.
Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат.
Богородица белый расстелет
над скорбями великий плат.
Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.
Не напрасно молебны служились,
О дожде тосковала земля.
Красной влагой тепло окропились
Затоптанные поля.
Низко-низко небо пустое.
И молящего голос тих.
Ранят тело твое пресвятое,
Мечут жребий о ризах твоих.


И сейчас как тогда, снова мечут жребий о ризах России, её снова готовятся распинать. Даже нынешняя страшная жара напоминает о жаре 1914 года. Многие из нас не понимают, в каком году мы живем в 2010 или 1940 или 1914? По оценкам многих серьезных аналитиков, мы сейчас входим в десятилетие, чреватое очень многими испытаниями. Может быть даже войной, гораздо более страшной, чем Первая Мировая война. Не хочется быть пророком, но как кажется, мы входим в полосу очень серьезных испытаний, скорбей и они закономерны. Если с зеленеющим древом, т.е. со старой Царской Россией, исполненной силы и благочестия, это сделали, то, что же сделают с сухим деревом, т.е. с нами?

К сожалению, мы больны тем же самым грехом, что и русское общество начала ХХ века. иудиным грехом. Но мы пошли гораздо дальше его. Мы предаем своих союзников, предаем собственные национальные интересы, само историческое бытие русского народа, свою культуру и нравственность, веру и честь за жалкие зеленые бумажки. За мнимые выгоды, которые нам обещают от имени международного сообщества, которые нам никогда не достанутся.

Советская Россия светила отраженным светом Царской России, когда он иссяк, она погибла. Сейчас мы светим двойным отраженным светом Царской России, светом Советского Союза, когда и он иссякнет, чем будем светить мы? Поэтому надлежит покаяться, одуматься и направить все силы к устроению России и Православной Церкви. И напитаться тем духом, которым жил преподобный Серафим, духом покаяния, духом любви и воскресения. И вот именно в свете, в этом духе, мы сможем понять, почему Господь вел нашу страну так, а не иначе.

Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 30

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

30. Русский Сталинист : 29. Наблюдатель.
2010-08-04 в 21:07

При определённом раскладе мы могли отвоевать Константинополь и взять под свой контроль черноморские проливы.
Кто-то скажет, что это банально.
Но отчего тогда все наши великие Правители от Екатерины Второй до Сталина (после Сталина у нас не было и нет подлинных Правителей, одни временщики) мечтали о Константинополе и черноморских проливах?
Николай Второй, безусловно, начиная ту войну, стремился в первую очередь улучшить геополитическое положение Империи путём взятия под наш контроль Царьграда и черноморских проливов.
Стоит ли нам сейчас осуждать его за это?
Он хотел как лучше.
А получилось, в общем, как всегда.
Наша извечная национальная беда.
Россия и её Армия оказались плохо готовы к войне и это обнаружилось уже в 1915 году.
Но виноват в этом не Царь, а те, кто сознательно вводил его в заблуждение, утверждая, что наша Армия в неделю дойдёт до Царьграда и за месяц- до Берлина.
Обман начался задолго до марта 1917 года.
Кто знает, если бы Николай Второй узнал истинную степень готовности нашей армии к войне, то, может быть, он бы и не вступил в эту бойню, приведшую к крушению 200-летней Империи Петра Великого.
29. Наблюдатель. : 27. Александру
2010-08-04 в 19:37

Речь опять-таки не о том, что не нужно было помогать православным сербам и не о том, что воины не искренне сражались за Веру, Царя и Россию (о чем говорит Дмитрий). Просто форма помощи должна была быть другой, гораздо более выверенной.

Россия не раз помогала и сербам и болгарам, но эта помощь ведь не превращалась в мировые и отечественные войны.

Вот СССР, например, помогал Вьетнаму и достаточно эффективно. Но ведь для этого страна не вступала в Отечественную войну с США.
Мудрые люди говорят, что худой мир лучше хорошей войны.

Давайте все-таки еще раз вспомним завещание Александра III сыну:
... Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконно русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц. Я завещаю любить тебе все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие памятуя при том, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед престолом Всевышнего. Вера в Бога и святость твоего царского долга да будут для тебя основой твоей жизни. В политике внешней держись независимой позиции. Помни у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн...


А Николай II не приложил больших усилий для того, чтобы избежать участия России в Первой Мировой, на которую его явным образом спровоцировали.
И все потом вышло так, как предупреждал отец. От что, быть может, был меньшим христианином? Царь - правитель и должен далеко и широко смотреть, а не просто поддаваться первому, хотя бы и вполне естественному для христианина чувству...

Вот с Артуром можно согласиться:
Строго говоря, ведь любая война в интересах Отечества - так или иначе Отечественная


Но тут ведь вопрос: а как определить в интересах или нет? Где критерии?

Объясните просто и понятно (чтобы понятно было человеку без среднего и высшего образования: и рабочему, и крестьянину) - в чем были интересы России в той войне? Даже пусть и в случае победы?
28. тюрколог : Черное и белое
2010-08-04 в 11:06

В начале XX века существовало две сербских террористических националистических организации: "Черная рука" и "Белая рука" (см. http://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрная_рука и http://ru.wikipedia.org/wiki/Белая_рука), находившихся друг с другом в непримиримых отношениях. Сараевское убийство было организовано именно "Черной рукой", в частности, полковником сербского генерального штаба Драгутином Дмитриевичем (Апис)и его сподвижником майором Воиславом Танкосичем. Организация "Млада Босна", в которой состояли Гаврило Принцип и Неделько Габринович, непосредственные убийцы эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены Софии Хотек, была филиалом "Черной руки". Именно участие в убийстве офицеров сербской армии дало Австро-Венгрии повод к войне, а требование ареста майора Танкосича было одним из пунктов июльского ультиматума к Сербии. "Черная рука" была разгромлена в 1916 году (после эвакуации сербской армии из Сербии и переброски ее на Салоникский фронт) в ходе так называемого Солунского процесса. Организация подозревалась в подготовке свержения принца-регента Александра, который находился в тесных связях с генералом Петаром Живковичем, возглавлявшим "Белую руку". Апис и его сподвижники были расстреляны, а "Белая рука" победила. После войны Петар Живкович был советником короля Александра и даже некоторое время возглавлял правительство Королевства Сербов, хорватов и Словенцев. Влияние "Белой руки" на югославскую политику прослеживается вплоть до 1941 года, когда этой организацией 27 марта был осуществлен государственный переворот, спровоцировавший нападение Гитлера на Югославию.

Таким образом, силой, организовывавшей покушение в Сараево, была "Черная", а не "Белая рука", о которой говорится в статье.
27. Александр : На п. 22
2010-08-04 в 10:53

Но спор в конце концов не о том, спор о том, что не могло такое заступничество стать Отечественной Войной!

Отвратительная логика, не могу читать.... Вы прежде всего Христианин или Гражданин России? Или - что главное? Вопрос ребром. Нечего удивляться, что с таким мЫшлением через пяток лет массово отрекались от Бога. Как ты прав, отче Данииле, со своим уранополитизмом!
Всем доброго, еду в родные Сергиевопосадские палестины!
26. Артур : 21. Наблюдатель :
2010-08-04 в 10:27

Я и говорю, дружище, это всё игры с терминами. Строго говоря, ведь любая война в интересах Отечества - так или иначе Отечественная
25. Русскпий Сталинист : Наблюдателю
2010-08-04 в 10:24

Безусловно, что ПМВ была империалистической по своей геополитической сущности, т.к. все её участники, включая и Россию, преследовали одинаковые практические цели: расширение своих границ и укрепление своего геополитического положения на европейском континенте.
Но для простых Русских людей эта война, по-крайней мере, в первые год-полтора, была Отечественной и они искренне сражались за Веру, Царя и Отечество.
Так что в принципе можно назвать её Отечественной, ибо сами русские люди так её воспринимали на протяжении достаточно долгого периода времени. Называя её Отечественной, мы тем самым отдаём дань уважения нашим предкам, воспринимавшим её именно так.
Таким образом, мы видим, что в данном случае оба термина-"империалистическая" и "Отечественная" не противоречат друг другу, на мой взгляд. Империалистическая-с точки зрения геополитики. Отечественная- в морально-идеологическом смысле.
Но, разумеется, эта война не может быть поставлена наравне со священной Великой Отечественной войной, когда произошло непосредственное нападение на напшу Родину и с первых же секунд войны начала литься русская кровь на русской земле.
ВОВ- поистине Отечественная и священная без всяких оговорок.
24. Русский Сталинист : 21. Наблюдатель
2010-08-04 в 10:01

Вы абсолютно правы насчёт "союзнического долга".
Только Россия, что в ПМВ, что во ВМВ свято соблюдала свои "союзнические обязательства", спасая ценой жизней своих солдат то Францию в августе 1914 года, то "союзников" в Арденнах в январе-феврале 1945 года.
23. Русский Сталинист : О чём спор?
2010-08-04 в 09:56

В принципе, так ли уж важно, как именовать ту войну- Отечественной или Первой мировой?
Главное, помнить о наших Героях той войны, а как её называть- личное дело каждого и не стоит вокруг этого копья ломать.
22. Наблюдатель. : вступились, но не заступились
2010-08-04 в 09:54

О.Владимир! Россия вступилась за Сербию на территории Царства Польского? Ничего не смущает в этом ответе?

Конечно, вопрос сложный - надо было вступаться или не надо, а если надо - то как, когда и где...

Но спор в конце концов не о том, спор о том, что не могло такое заступничество стать Отечественной Войной! О том, что при таком раскладе не стоит удивляться тому, что через пару лет многие перестали понимать смысл этой войны, не стоит все сводить к агитации большевиков и прочих эсеров.
Мы тут не в окопах сидим - и то плохо понимаем смысл той войны.

Серафим Роуз написал свою работу "Корень революции: нигилизм" на основе размышлений в т.ч. и о Русской революции и Первой мировой войне. Так вот, перед последней ступеней нигилизма: "прямого разрушения", т.е. собственно революцией, идет этап "витализма", который характеризуется в т.ч. псевдо-патриотизмом. Вот что-то именно из этого и происходило тогда, и оно уже не могло закончится как-то хорошо.
А предательство, измена - это всего-лишь одна из составляющих и заключительных событий (внешне более заметная и отвратительная), в длинной цепочке происходящих тогда глубинных духовных, исторических и политических процессов. Это так - самая верхушка айсберга.

Так же, как и сейчас...
21. Наблюдатель : 11. Артуру - локальная война
2010-08-04 в 08:46

Уважаемый Артур!
Крымская война не тянет на Отечественную по другой причине - просто по своему масштабу. Она попадает под определение - локальная война.

А Первая Мировая не тянет именно по причине того, что на Отечество наше тогда никто не нападал. Россию втянули в эту европейскую империалистическую войну путем интриг и провокаций.

Вот если бы Германия реально первой напала - тогда было бы другое дело.
Конечно, едва ли Россия смогла бы избежать в ней участия, плохо то, что слишком как-то легко она в нее втянулась. Тогда был не тот случай, когда можно было бы сказать, что Николай II (при все уважении к его человеческим качествам) сделал все возможное, чтобы избежать участия в этой взаимной бойне.

А так называемый "союзнический долг" - часто является просто уловкой, с помощью которой Запад посредством жизней русский солдат решает свои вопросы, быстро забывая о нем, когда он не нужен, и даже более того, как это было в той самой Крымской войне...
20. Диакон Владимир Василик : Re: Диакон Владимир Василик: «Первая Мировая война явилась началом Русской Голгофы»
2010-08-04 в 07:58

Владимиру.
России не было нужды воевать за передел мира. Она и так владела одной шестой.
Даже в начальный период война велась также и на территории России (Царства Польского, с октября 1914 г.). Не мы в ней явились агрессорами. А вступиться за малый православный народ - разве это не справедливая война, направленная на защиту православного славянства?
19. Писарь : Диакону Владимиру Василику
2010-08-03 в 21:13

"Согласитесь по степени могущества и нравственного состояния современную Россию невозможно сопоставить с царской Россией 1914г."

Ув.Диакон Владимир Василик.
Степень могущества,на мой взгляд,зависит от нравственного состояния.
Смотря,конечно,что понимать под могуществом.

Однако,что Вы принимаете за Критерий в оценке Нравственного Состояния общества?
Желательно применить Единый Критерий как для царской России,так и для нынешней.
Кажется,только в этом случае мы получим действительное,а не иллюзорное представление об умонастроениях,их сходстве или различиях.
Это позволит,в свою очередь, сделать соответствующие практические выводы и определится в действиях, сообразно нынешней ситуации.
Ошибиться нельзя.
Право, на ошибку, мы утратили.
18. Александр : Владимир 17
2010-08-03 в 21:13

"Просто Российская Империя "вписалась" за сербов.. и война шла на чужой территории поначалу.."

А что, поступок апостола Петра пример для подражания? Интересное у Вас, однако, мировоззрение! Значит, не Отечественная, Священная. Так оно ещё выше.
17. Владимир : Re: Диакон Владимир Василик: «Первая Мировая война явилась началом Русской Голгофы»
2010-08-03 в 20:26

*Владимиру. Все-таки войну объявили нам.*
Войну объявили не нам. И на нас не нападали. Просто Российская Империя "вписалась" за сербов.. и война шла на чужой территории поначалу.. Этот факт подтверждает, что нападали не на нас - ибо на территорию России враг не приходил в самом начале..

Так что это никак не Отечественная война.. и на самом деле - империалистическая, т. е. война за передел мира..

Еще раз укажу, что война 1812 года и война 1941-го года - вот это были Отечественные войны.. А эта - нет, не может она так называться..

Так что не притягивайте "за уши" то, чего в ней не было и быть не могло. Любой, кто хоть немного знает историю, исторические факты - ваше передергивание и натяжки выявит.

А вы выглядите при этом простым и не очень искусным манипулятором.
16. Захар : Русскому Сталинисту
2010-08-03 в 15:12

Согласен. Кланяюсь взаимно.
15. Русский Сталинист : 14. Захар
2010-08-03 в 12:51

Уважаемый Захар!
Низкий поклон от меня Вашему деду.
Вероятно, он уже умер, так что в Вашем лице кланяюсь ему.
Мой прадед тоже прошёл обе мировые войны.
В Первую мировую сражался с турками в Закавказье, был ранен, лечился в Москве в госпитале на Воробьёвых горах, затем попал в турецкий плен, содержали их в лагере для военнопленных в Стамбуле.
В ВОВ оборонял Кавказ, освобождал Украину. Войну завершил в Румынии.
Такие люди, как Ваш дед и мой прадед- настоящие Русские Солдаты, перед которыми все мы ныне живущие в неоплатном долгу. Сейчас таких людей, увы, почти нет. Измельчал народ, больше о собственной шкуре и собственном брюхе думает, чем об Отечестве.
Что касается командиров- то, разумеется, и в Царской Армии, и в Красной Армии, разные встречались. И хорошие ("Слуга Царю- Отец солдатам"), и паскуды. И при Царях, и при Советах одни командиры последнюю краюху со своими солдатами делили, а другие- по мордам их били.
Это ведь не от политического строя зависит, а от людей и их личных человеческих качеств.
14. Захар : Лебедеву №12
2010-08-03 в 12:23

В качестве авторитета для меня, Солженицын и рядом с моим дедом не стоял. И за углом не стоял. Мой дед честно воевал и при царе-батюшке (это без иронии), и при советской власти.И труженником был, каких теперь нет. Так что худшего примера вы привести не могли.Однако не все царские офицеры были плохими. "Слуга царю, отец солдатам" - таких тоже было много. Вот пример:"Самым тяжелым при отъезде на войну явилось расставание с моим эскадроном. В этот памятный вечер, когда я спросил, кто хочет идти со мной вестовым на войну,- весь эскадрон сделал шаг вперед, выразив желание не отстать от своего командира."(А.А.Игнатьев "Пятьдесят лет в строю", речь идет о русско-японской войне) А затем, солдаты прислали своему командиру(глубоко доверяя ему) деньги,съэкономленные на казенной чарке водки, для своих рядовых собратьев.И вот заключение Игнатьева:"Знал я уже и тогда невесёлую казарменную жизнь солдата, что значит для него казенная чарка водки, и потому смог...повидавши много иностранных армий,- сохранить от военной службы в старой армии главнейшее: непоколебимую веру в сердце русского солдата; такого сердца в мире не найдешь". Согласитесь, этот эпизод характеризует и офицера, и солдата. И можно поспорить, в ком и к кому "крепок дух" инфернальной ненависти.
13. Русский Сталинист : Re: Диакон Владимир Василик: «Первая Мировая война явилась началом Русской Голгофы»
2010-08-03 в 10:19

Солженицын- это не тот человек, чьим свидетельствам можно безоговорочно верить.
Вообще, не стоит огульно очернять ни Царскую Армию, ни Красную Армию.
Нам, ныне живущим, до тех людей- как до неба.
Войну 1914-1917гг. можно именовать Отечественной, ибо, во-первых, Германия объявила войну России, во-вторых, Германия ставила своей целью захват "жизненного пространства на Востоке".
Звериный гитлеровский национал-социализм возник не на пустом месте.
Кайзеровская Германия мало чем отличалась от гитлеровской Германии в плане национализма и воинственности.
Гитлер просто довёл это всё до пика безумного кровавого абсурда.
12. Лебедевъ : Re: Диакон Владимир Василик: «Первая Мировая война явилась началом Русской Голгофы»
2010-08-03 в 08:29

"...главное - отношением офицеров к рядовому составу: презрение, унижение,даже ненависть "белой" кости к "черной",-

у Солженицина есть воспоминания, как в начале Великой Отечественной он был в учебке командиром подразделения и муштравал новобранцев ходьбой и отданием чести перед поставленным на плацу сапогом. На эти его типовые ухищерения офицер, которому привелось служить ещё в Императорской армии, заметил, что такое при старом режиме было немыслимо...
А вообще, удивляет, насколько крепок дух ненависти и неприязни к Царской России и к той войне. Факты для них не факты, "нападения на Родину не было",война "не Отечественная", в экономике что-то находят. Инфернальное неприятие какое-то.
11. Артур : 8. Владимир :
2010-08-03 в 08:24

Это Германия объявила войну России, а не наоборот. Включенность в европейские дела - слишком пространный термин, чтобы им пользоваться. Можно подумать, что в 1812 или 1941 Россия придерживалась политики полной самоизоляции от европейских дел.

С другой стороны, Россия в период Крымской войны подверглась нападению на свою территорию, но от этого войну не стали называть Отечественной. Так что этот критерий как-то не катит...
10. тюрколог : опечатки
2010-08-03 в 08:13

Интересная статья, но, к сожалению, плохо отредактированная. Помимо очевидных опечаток:
Не "Белая рука", а "Черная рука".
Не "Покаянные дни", а "Окаянные дни".
Не "геноцид понтийских турок", а "геноцид понтийских греков".
Фраза "в силу целого ряда причин, в первую очередь внутренних, не смогли бы выдержать эту войну", вероятно, содержит лишнюю частицу "бы".
9. Диакон Владимир Василик : Re: Диакон Владимир Василик: «Первая Мировая война явилась началом Русской Голгофы»
2010-08-03 в 02:25

Писарю.
Если считать за точку отсчета 1914-1917 г., то Вы правы насчет того, что "зеленеющие деревья валятся как подкошенные".
А если все же - 1861 г. - нигилистические поджоги Петербурга, затем народничество и террор? В это время Европа действительно валилась. У нас не было ни 1848 г., ни Паржиской комунны. И только за счет народного иммунитета и его относительного здоровья мы преодолели 1905 год, чего не преодолела бы никакая другая страна.
Но у всего есть пределы. С другой стороны, революция 1917 г. тоже не была гарантированной, в феврале-марте все колебалось.
Теперь насчет метафоры "древо зеленеющее" -древо сухое. Согласитесь, что по степени могущества и нравственного состояния современную Россию невозможно сопоставить с царской Россией 1914 года.
Владимиру. Все-таки войну объявили нам. И с точки зрения международного права мы явились жертвой германской агрессии. И уж в 1915 г., когда война перекинулась на территорию Белоруссии и Прибалтики, когда ставился вопрос об эвакуации Киева, Москвы и Петербурга, она многими стала осмысляться как Отечественная.
Наблюдателю.
Действительно не факт, что в случае победы мы вошли бы в Берлин. Но в этом не было нужды. Был бы аналог Компьеня - перемирие на границе Германии, а затем Брестский мир в 1917 г., только наоборот - очищение всех занятых территорий, восстановление Польши и уступки ей части Силезии, уступки нам Галиции и Дарданелл, и Турецкой Армении и т.д.
8. Владимир : Автор передергивает.
2010-08-02 в 23:31

1-я мировая война не могла называться Отечественной - в принципе не могла, ибо она началась не нападением врага на Россию, а включением России в войну на европейском театре военных действий.
Отечественная война 1812 года - была именно отечественной - на нас напали и мы защищались всем Отечеством. Даже коммунистическая "безбожная" историография четко делит 2-ю Мировую и Великую Отечественную войны: 1-я началась в 1939-м году, а вторая в 41-м соответственно, когда враг напал на нашу Родину.

Так что 1-я Мировая никак не имеет права называться "отечественной" - нападения на Родину, на Отечество - не было. А как она называлась в официальной пропаганде - так это разве имеет значение?

Не нужно передергивать и приписывать событиям смысл, которого в них не было ни на грош.
7. Писарь : Диакону Владимиру Василику
2010-08-02 в 22:58

"Если с зеленеющим древом,т.е.со старой Царской Россией,исполненной силы и благочестия...".

Ув.Диакон Владимир Василик.
Позвольте с Вами не согласится.
"Зеленеющие древа","исполненные силы благочестия", не валятся,как подкошенные.
Если Ваше утверждение принять за данность,то придется признать,что в Любой Стране,Вне Зависимости от Состояния Нравов в Обществе и Состояния Экономики,возможно, путем заговора, осуществить "революцию с гарантией".
6. Наблюдатель. : в статье много спорных мыслей и утверждений
2010-08-02 в 19:28

К зиме 1917 года у Русской армии было всё для того, чтобы победоносно завершить войну в Берлине.


Довольно часто приходится слышать в последнее время это утверждение. Однако, все как-то на уровне аксиомы, без каких-либо серьезных доказательств (если они в принципе могут быть применительно к истории). Как минимум, весьма спорное утверждение.

Война на чужой территории кажется выгодной с военной точки зрения, с точки зрения потерь среди своего населения. Но масштабная война которая изначально ведется на чужой территории не становится Отечественной, как бы ее при этом не называли. История много раз (в т.ч. и в Афганистане) показала, что такие войны плохо заканчиваются (в т.ч. по внутренним причинам).

В этом была стратегическая ошибка Николая II (от которой его предостерегал в своем завещании его отец Александр III), который поддался на очевидную провокацию, и едва есть смысл сегодня истолковывать эту ошибку как-то по-другому... в этом присутствует несомненная и ненужная историческая натяжка.

Ошибки нужно признавать и больше по возможности не повторять. Тем более в свете столь неутешительных прогнозов...
5. Захар : Впечатляет!
2010-08-02 в 19:23

Мой дед, воевавший и в 1-ю, и во 2-ю мировые войны часто говорил:"Э-э-э, что там ваша 2-я, вот 1-я - это была ВОЙНА!" Имел же ввиду тяжесть войны: и непонятные для рядового цели, и плохое снабжение солдата всем (оружием,обмундированием, продовольствием), и главное - отношением офицеров к рядовому составу: презрение, унижение,даже ненависть "белой" кости к "черной". Заметьте, это говорю не я, а непосредственный участник. Не здесь ли одна из причин, последующих ужасов Гражданской.И еще. Призывы ко всеобщему покаянию начинают вызывать отторжение. Потому что власть каяться не будет, да и покаяние её пусть будет в делах, а не в словах, с неё достаточно(а то пробросаемся в очередной раз властью-то), те кто пришел к вере и так каются, а для тех кто не пришел - это пустой звук.
4. Вика : Re: Диакон Владимир Василик: «Первая Мировая война явилась началом Русской Голгофы»
2010-08-02 в 17:20

Спасибо ,за статью!
3. Сергей : Урок явен и очевиден.
2010-08-02 в 16:45

Но,к сожалению,выводы никак сделать не можем.Или "пока гром с неба не грянет" - для нас более актуально или является чертой характера?Общаясь с русским офицерством,я редко встречаю тех,кто правильно понимают историю и ситуацию,разворачивающуюся в мире.Беда,по моему пониманию,только в том,что мало людей истинно верующих.Но Бог поругаем не бывает.Верю и этим и живу,что все изменится.Ведь для Бога нет ничего невозможного.
2. Артур : Re: Диакон Владимир Василик: «Первая Мировая война явилась началом Русской Голгофы»
2010-08-02 в 16:21

Прекрасное слово отца Владимира!
1. Русский Сталинист : Re: Диакон Владимир Василик: «Первая Мировая война явилась началом Русской Голгофы»
2010-08-02 в 16:19

Прекрасная статья!
Спасибо, о. Владимир!
ПМВ и ВМВ- это звенья одной цепи, и их развязали одни и те же богоборческие русофобские силы.
Правильнее даже будет сказать, что не было отдельно Первой и Второй мировых войн, а была одна Мировая война, просто два её этапа были разделены 20-летним периодом химерического мира, точнее, перемирия.
И впереди нас ждут не менее тяжкие испытания, чем те, что выпали на долю наших предков в 20 веке.
Главное- не утратить любовь к Родине, к Отечеству и к Вере.
На всё Воля Божья!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме