Церковная журналистика и народная власть

Политолог Валерий Расторгуев об особенностях православной журналистики

Новости Москвы 
0
169
Время на чтение 7 минут

Церковная журналистика способна на многое, она способно изменить мир. Не будучи журналистом - ни по образованию, ни по профессии, я имею все же некоторое представление о том, как она «варится», а также о том, с какими трудностями связано появление и распространение православной журналистики в современной России, с трудом вытаскивающей себя из болота безверия и воинствующего атеизма.
 
В конце 90-х годов по благословлению Святейшего Патриарха Алексия издавался журнал «Общество и церковь». Это было одно из первых изданий, призванных соединить два берега - духовную и светскую власть. Святейший был не только первым читателем журнала: почти в каждом выпуске публиковались его статьи, в том числе и специально написанные для нашего журнала. Здесь же размещались и тексты известных политиков, которые тогда только пробовали говорить вслух и писать о своем уважительном отношении в Церкви. Время было такое: все впервые - и соглашения между Патриархией и министерствами, федеральными и региональными органами власти, и издания такого типа. Журнал был необходим, чтобы осмыслить процесс сближения позиций, научиться диалогу. Я же был главным редактора журнала, хотя занимался этим делом в свободное от основной работы время (госслужба). Никогда не взялся бы за такой ответственный проект, если бы не постоянный контроль и помощь со стороны священноначалия. Эта была не церковная цензура, без которой невозможно, конечно, издание таких журналов, а деятельное сотворчество, школа совместной работы. Каждый будущий номер до верстки вычитывал (каждое слово!) Управляющий делами Московской Патриархии, которым тогда был архиепископ Сергий, ныне - митрополит Воронежский и Борисоглебский. Он знал дело изнутри лучше всех, поскольку помогал Патриарху выстраивать архитектуру новых отношений между церковными и государственными структурами. Архитектура выстояла, а новые формы сотрудничества прижились, принесли большую пользу обществу.
 
Были и другие опыты, тоже поучительные. К примеру, являюсь постоянным читателя, а иногда и автором журнала «Покров». Но остановиться хочется на журнале православной интеллигенции «Трибуна русской мысли», где я до сих пор являюсь заместителем главного редактора (Александра Бондарева). Когда родился замысел журнала, он казался совершенно недостижимым, но мы решились. Среди «замышлявших» был и Александр Панарин - выдающийся русский ученый, ушедший из жизни на взлете творчества (сегодня, 25 декабря в МГУ проходят восьмые юбилейные Панаринские чтения). Замысел издания состоял в том, чтобы шаг за шагом сближать позиции Русской Православной Церкви во Отечестве и в Зарубежье. Мы очень надеялись, что будем услышаны. Думалось, что дело потребует  многих лет (журнал издается с 2000 года). Но жизнь доказала: с Божьей помощью все возможно. Первые же номера открывались статьями Его Святейшества Алексия и митрополита Лавра, Предстоятеля Зарубежной Церкви. Это произошло впервые после разделения! А потом процесс пошел так быстро и мощно при поддержке руководства страны, в первую очередь Путина, что наш первоначальный замысел потерял смысл: Церковь воссоединилась!
 
С тех пор журнал переключился на другие, не менее важные проекты, связанные с основными стратегическими линиями развития страны. К примеру, последний выпуск был посвящен перспективам восстановления монархии в России. То, что сегодня кажется фантастикой, может стать реальностью завтра. Убежден в этом. Не стоит, конечно, преувеличивать возможности церковной журналистики, но и не будем приуменьшать ее роль в становлении новой России, в которой иногда узнаются черты великой державы, какой она была веками, какой ее знают в мире и уважают. Иногда, впрочем, видны гримасы богоборческого государства, для которого народ и его богатства - расходный материал для осуществления каких-то очередных глобальных проектов.
 
Отличия православной журналистики от светской, на мой взгляд, проходят не между жанрами и видами этой деятельности, а между людьми, которые называют себя журналистами, хотя и это весьма условное обозначение. К примеру, сегодня существует очень тонкая и неустойчивая граница между политикой, наукой, в том числе богословской, и публицистикой. А от научной или политической публицистики до журналистики не то чтобы один шаг, а расстояние значительно меньшее. В ряде случаев они сливаются, создавая новые формы общения. Одна из них - РНЛ, которая еще не имеет ни собственного «бумажного носителя» (что было бы полезно), ни жестко обозначенного «пристанища», без которого можно обойтись в виртуальном мире. Вместе с тем РНЛ органично соединяет трудносовместимые функции. Она вмещает в себя и оригинальные научные сообщения, заслуживающие цитирования в серьезных изданиях, и оперативную политическую аналитику, и совершенно новый для России вид творчества - религиозную публицистику, привлекающую в равной степени и духовенство, и литераторов, и теоретиков. Так на наших глазах творится мобильная культура информационной эры, в которой легко уживаются противоположные тенденции - узкая специализация и рождение новых синтезов. Отрадно, что среди множества новых видов журналистики, где все чаще встречаешь социально опасных мутантов, находится место и для живой мысли, и для тех, кто знает цену духовной традиции.
 
В самой политике, науке или журналистике нет ничего сакрального. Этими видами деятельностью можно овладеть при наличии должных способностей и желания, можно даже стать мастером своего дела, но то, как вы будете использовать свое ремесло или мастерство - во благо или во зло - это вопрос личного выбора. Политика, наука и журналистика - не только и не столько технологии и алгоритмы, профессиональные знания и навыки, сколько живые люди. Среди них есть, к счастью, люди верующие, православные, но еще больше тех, кто ни во что не верит сам и превращает  читателей, по словам Цветаевой, в «глотателей пустот», оглупляет даже неглупых от природы людей. Лучше всех, по-моему, сказал об этом Ключевский: «газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает». Но разве он мог предположить, что придет время, когда газеты покажутся меньшим злом?
 
Конечно, журналист журналисту - рознь. Для одних профессия является всего лишь кормилицей или способом самоутвердиться, подняться на новую социальную ступеньку, для других - формой самореализации, раскрытия Богом данного дара, для третьих - служением. Если человек воспринимает свою журналистскую деятельность как призвание и служение, то тогда возникает вопрос: кому и чему он служит, кто его призвал. Если только как кормилицу, то вопросов не возникает. Именно здесь - на уровне мотивации, по-моему, проходит граница, отличающая православную журналистику от светской. С  этим связана и проблема, требующая объяснения: почему православные люди в журналистике не добиваются должных высот, чтобы их можно было заметить, во всяком случае, на телеэкране, радио или в бумажных СМИ? И почему в племени журналистов редко встретишь тех, кто с должным уважением относится к Православию, а еще меньше тех, кто несет людям свет Христов, занимается религиозным просвещением?

В этом случае можно ответить вопросом на вопрос, чтобы сразу все встало на свои места. Достаточно для начала поинтересоваться, кому принадлежат СМИ, чтобы уже ничему не удивляться. А если вспомнить о тотальной коммерциализации СМИ и о том, почему журналистику сравнивают с древнейшей профессией, то и последние сомнения развеются. Эти каналы узко направлены: они превращают в товар все - идеи и самих идеологов, политические программы и политиков. Православие не сделать товаром, это не то, чем торгуют. Уже по одной этой причине православный вектор в светской журналистике чрезвычайно слабо выражен, если вообще присутствует, когда мы говорим о центральных каналах ТВ или страницах ведущих газет.

Статус журналиста и любого издания определяется не только хозяевами СМИ, но и так называемой публикой, которая в настоящее время не отличается высоким уровнем гуманитарного развития (одно ЕГЭ опустило его до минимума) и имеет незначительный опыт общения с православными публицистами, просветителями. А если и имеет такой опыт, то не всегда положительный. Все это вытесняет православную журналистику в церковную ограду, отграничивает от колоссального по объему массива светской журналистики, по преимуществу откровенно желтой. Мы настолько привыкли к такой диспропорции, что воспринимаем ее как норму, тем самым обезоруживая себя. И так будет до тех пор, пока общество не обретет долгосрочную цель, не консолидируется вокруг общих единых принципов. А искать их, по словам Патриарха, не надо ни в каких идеологиях, поскольку они у нас уже есть - это ценности, которые, по сути, являются цивилизационным кодом России, ибо они объединяют отдельных людей в семьи, семьи в народы, а целые народы в одну семью. Так что дело не столько в журналистах и журналистике, не столько в публицистике и публицистах, сколько в направлении движения страны. Пока оно неведомо никому - ни мне, ни вам, ни тем, кто ведет корабль.
 
Что или кто мешает консолидации, определению курса? Если называть вещи своими именами, дезорганизующим началом сегодня является, к сожалению, сама структура власти, ибо она защищает не большинство населения, не сам народ, а кучку избранных. Кучка куда меньше державы, но, видимо, куда ценнее для власти, которая ради интересов нескольких семейств готова пожертвовать чем угодно - и элементарной справедливостью (равный налог для нищих и олигархов), и самим державным статусом России. Нам советуют даже выбросить из языка слово «держава», чтобы не раздражать кучку, которую из-за «державных амбиций России» не принимают в мировой элитарный клуб. Но беда заключается даже не в чудовищном неравенстве, а в том, что недержавная власть не удержит нашу страну. Как сказал недавно Святейший Патриарх Кирилл, «чтобы жить в большой стране, нужно иметь сильный дух, а если дух слаб, то люди становятся недостойными своей великой державы».
 
Наблюдая за тем, как действуют СМИ, работающие в антигосударственном ключе, должен сказать, что они очень часто достигают эффекта именно по той причине, что государство не определилось с тем, чему и кому служит, а общество - с тем, можно ли доверять такому государству. При желании народная власть (словосочетание это как-то вышло из оборота) могла бы обуздать разрушительные силы не только и не столько запретами, сколько через поддержку наиболее сильных и перспективных проектов и направлений, в том числе в журналистике. Вспоминаю, что именно об этом говорилось на недавней встрече с «Русской народной линией» в редакции журнала «Москва» - одном из очагов православной  культуры, где можно приобрести журналы, книги, газеты православного содержания, но светского характера, в том числе и журнал «Трибуна русской мысли».

Валерий Расторгуев, д. ф. н., профессор МГУ, специально для «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Николаевич Расторгуев
Политические игры в классиков и судьба учения Макса Вебера
О превращении рядового немецкого профессора в «классика по договорённости»
16.06.2021
Уйба ощутил себя отцом народа Коми
Слова главы Коми к жителям республики «у вас я — Путин» напоминают о забытом отеческом статусе русских губернаторов
28.05.2021
Как назовут эпоху Путина?
21 год назад Владимир Путин вступил в должность Президента России
07.05.2021
Выборы есть, а выбора нет?
Об особенностях российской партийной системы и о причинах снижения доверия к выборам
28.04.2021
Вождь — мой советчик
Как меня однажды спас Владимир Ильич
22.04.2021
Все статьи Валерий Николаевич Расторгуев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Валите из России, поклонники Трампа!
Новый комментарий от Владимир С.М.
26.01.2025 21:36
Митрополит Вениамин: смерти нет!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
26.01.2025 19:56
Прощальный вздох умирающего Запада
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.01.2025 17:40
Вечная память
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.01.2025 17:32
Ватикан – главный бенефициар уничтожения Православия на Украине
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.01.2025 17:30