О создании российского духовно-культурного центра в Париже стало известно в феврале 2010 года, когда в центре Парижа управделами Президента РФ купило земельный участок в 4 тысячи кв. м, пишет «Труд». Был объявлен международный конкурс проектов, в котором приняли участие более сотни архитекторов, преимущественно из Франции и других стран Европы. Иностранцам показалась интересной идея построить русский храм в таком месте. В списке финалистов оказались четыре российских участника, четыре французских и две международные команды. Победителя обещают определить в марте 2011 года.
18 декабря были обнародованы 10 лучших работ, вышедших в финал. Эти проекты меняют наше представление о православной архитектуре. Причем несколько проектов из финальной десятки, как стало известно «Труду», могут быть осуществлены после проведения конкурса на территории России, так что новаторству архитекторов порадуются не только парижане и гости города.
К решению задачи многие из них подошли без «излишнего консерватизма», а некоторые проекты можно назвать просто революционными.
«Храм-волна» – это традиционный пятиглавый храм, интегрированный в стеклянный объем. «Петербургская классика» - храм в стиле классицизма с традиционным русским пятиглавием.
«Храм-пирамида» - комплекс в традиционном новгородско-псковском стиле. Несмотря на русский вид, издалека церковь напоминает пирамиду, опоясанную стеклянной галереей, с которой можно наблюдать за богослужением, не находясь собственно в храме.
«Музейный экспонат» - оригинальное решение комплекса за счет освещения. Культурно-духовный центр предстает в виде типичного новгородского храма, спрятанного под огромный стеклянный куб, как в музее. Образец архитектуры и сокрытая в нем вера видятся автору чем-то очень важным и хрупким, тем, что необходимо защищать.
«Храм, завернутый в бумагу» - проект комплекса, в котором уровень земли формируется цоколями и лестничными маршами первого этажа. Они поднимаются с улицы и отделяют, словно от затапливаемой земли, дворики и прочие прилегающие территории, которые выходят в сад. Одеяние церкви из стекла и бетона тянется и взвивается к небу.
«Парижские Кижи» - проектировщик попытался отразить в архитектурном сооружении русский дух. Он видит духовный центр как место, следующее современным культурным тенденциям. По замыслу храм выражает «спокойствие, необходимое для сосредоточения и духовных таинств». Авторы уверены, что именно к такому типу архитектуры относятся русские церкви.
«Детский конструктор в лужковском стиле» - авторы представили жюри проект урбанистического храма. Полупрозрачные купола прочно сидят на квадратном основании. В ночное время их подсвечивают, что смягчает впечатление от приземистой конструкции.
«Храм-ракушка» изобразили церковь в виде огромного купола с пятью вырастающими из него куполами. Несмотря на то, что архитекторы сравнивают здание с ракушкой, в его изгибах угадываются купола Собора Василия Блаженного на Красной площади. Согласно проекту, храм будет построен полностью из белого бетона.
«Церковь в офисном стиле» - концепция проекта — это традиционный храм с узкими маковками куполов и множеством стеклянных элементов, как в офисном здании.