Ну, что можно сказать? Увы, А.Г.Невзоров - не христианин. Жалко, потеря значительная, наши ряды поредели. Дискуссия получилась довольно сумбурная, неготовность оппонентов Невзорова к разговору с ним в таком формате бросилась в глаза. С Александром Глебовичем я соприкасался только один раз. Было это вначале 90-х, когда в актовом зале духовных школ в нашей Северной Пальмире проходил съезд Союза Православных братств. Невзоров взял тогда у меня интервью. Запомнилась тогда его реакция: «Ну уж слишком осторожно отвечаете Вы на поставленные вопросы».
Кто же теперь Александр Глебович? Скорее всего «некультовый», т.е. не практикующий теоретический язычник. Да, очевидно, он не просто не христианин, он антихристианин. Надо правде посмотреть в глаза, переварить ее, привыкнуть к ней. Когда я его слушал, то ловил себя на мысли: наверняка основательно проработал жуткую книгу Истархова «Удар русских богов» и вся грязь, брезгливо - агрессивное отношение к Христовой вере, черной гадиной вползли в его душу. Неприятно было видеть выражение его глаз, ужимки и гримасы. Оппоненты просто обалдели от объема полива, который излился на них из уст Невзорова. Тут и миллионы погибших язычников и сотни тысяч казненных старообрядцев, убиенная фанатиками - монахами в Александрии ученая женщина-язычница, инквизиция и т.д. и т.п. «Смешались в кучу кони-люди».
Немало демагогии - и касательно вдохновения церковниками на еврейские погромы и по поводу гонений XX века. Конструктивным, предметным разговором и не пахло. Была обозначена конкретная тема - о возвращении Церкви ее имущества. Аксиома очевидна, она на поверхности: вернуть Церкви то, что принадлежало ей до Октябрьского переворота, и было незаконно у нее экспроприировано. И здесь - по принципу: «нам чужого не надо, но и свое не отдадим - верните его». А вот, что дальше, то тут несколько зыбкая перспектива. А насколько этот пирог будет честно и справедливо разрезан? Только что услышал от знакомого собрата N: часть выплат за коммунальные услуги от приходов в их епархии государство возвращает обратно. Кому? Приходам? Не тут-то было! Епархиальное управление возложило на свои плечи нелегкий труд централизованного распределения этих сумм по приходам. Вроде бы неплохо, меньше суеты да беготни, но не тут-то было. По словам отца N все попытки добиться выделения денег из этого возвратного фонда успехом не увенчались... На все вопросы о деньгах были ответы: «они еще не пришли, придите позже» и т.д.
О чем еще подумалось, когда я смотрел выступления Невзорова?
1. Несомненно, что он опытно соприкоснулся с нашей средой и не понаслышке знает о ее язвах, недостатках и, что греха таить, пороках. Так и слышишь из его уст: «Знаю я о вас не понаслышке», «кому-нибудь другому будете лапшу на уши вешать, лицемеры» и т.п. Отсюда вывод: серьезно работать над искоренением своих аномалий, поспешить привести свои слова в соответствие со своими делами. Ох, выйдут нам боком, дачи-клячи, дворцы с мерседесами!
2. У меня было отчетливое впечатление, что произошедшее обозначило новый этап, что будет вырисовываться новая парадигма, а именно: в воздухе запахло серой, подул ледяной ветер, ощутилось дыхание грядущих гонений. Реакция отца N, смотревшего вместе со мной видеозапись: «Да это просто рупор из бездны, воронка, которая будет засасывать».
И последнее. Конечно, при подобных диспутах нам необходимо будет больше спокойствия и выдержки, компетентности и последовательности в изложении своих контраргументов. И никаких иллюзий и безпочвенных надежд! Очевидно, что в сознании произошел тревожный для нас сдвиг, который выльется во что-то неприятное. Никакие дружеские обращения «Саша», охи и ахи о заблудшей душе и т.п. неуместны. Да, вежливый, доброжелательный тон, трезвенность в восприятии собеседника и обязательно внутренняя Исусова молитва при подобных встречах на будущее.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Святителя Николая на Берсеневке, председатель и духовник Православного Братства во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, духовник «Союза Православных братств», специально для «Русской народной линии»