Вопрос об отношении православного человека к нынешней российской власти сложный и неоднозначный по многим причинам. У православного человека никогда не может быть полного доверия к той власти, которая насильственно сменила законную власть Помазанника Божия. Христианин воспринимает такую власть как преходящую, временную. Ведь не случайно правительство, которое свергло монархию в 1917 году, само себя назвало "временным". И, по сути, это качество "временности" свойственно любой власти, которая не благословлена Богом, составляя ее политическую природу. Поэтому православный человек и не может воспринимать нынешнею власть как нечто абсолютное, и тем более, ее идеализировать. Эта власть несет на себе черты человеческих страстей, она сама является результатом этих страстей, которые проявляются в политической борьбе.
Что такое политическая борьба? Действительно ли человек, вступивший на путь политической борьбы, изначально мотивирован на преданное и жертвенное служение народу? Я думаю, такая постановка вопроса в наше время в нашей стране способна вызвать только улыбку. Очевидно, люди, которые идут во власть, идут туда для того, чтобы пополнить свои материальные запасы, защитить свои интересы. Они идут во власть, чтобы удовлетворить страсть сребролюбия, гордыни, тщеславия, просто власти как таковой. И естественно, плодами посеянных страстей являются те же страсти, но уже умноженные многократно благодаря полученной власти.
Мы должны, исходя из православной аскетики, понимать, что власть демократическая - это прямое производное человеческих страстей и человеческих пороков, и ожидать от нее каких-то чудес просто не приходится. Поэтому остается требовать какого-то минимума от этой власти, чтобы она соблюдала какие-то правила игры, чтобы она не мешала народу жить, трудиться и молиться, чтобы она была не убыточной, не затратной.
Мы понимаем, что без власти общество погружается в хаос, но и власть сама не должна погружать общество в состояние хаоса. В этом смысле, если взять события на Манежной площади, то официальные оценки смещаются в сторону последствий, но забывают о причинах, а причиной стало не столько убийство футбольного фаната, сколько совершенно беззаконные действия представителей власти, которые тут же выпустили преступников. Именно это возмутило фанатское сообщество. В данном случае мы видим, что власть, которая сейчас пытается найти среди собравшихся каких-то провокаторов, сама стала провокатором этой ситуации, сама попустила это, и неумелыми действиями ввергла общество в хаотическое состояние. И, конечно, Президенту следовало бы обратиться с гневным словом, с каким он обратился к манифестантам, к силам правопорядка и с них потребовать ответа. Почему до сих пор даже не названы те сотрудники правоохранительных органов, которые беспрепятственно отпустили участника убийства человека?
Здесь дело не только в национальной проблеме, дело здесь в попрании закона. Наша власть должна серьезно посмотреть на саму себя. Хотя есть выражение, что народ имеет то правительство, которое заслужил, но есть и другая мудрость: каков поп, таков и приход, и откуда гниет рыба нам тоже известно.
У нас власть стала какой-то отделенной от народа кастой. Создается такое впечатление, что у нас народ существует для власти, а не наоборот, народ - слуга власти. Здесь, конечно, одними переименованиями милиции в полицию изменений не достигнуть - будет просто перемена декорации, а пьеса будет продолжаться все та же. Необходимо менять сам сюжет пьесы, сделать так, чтобы власть служила народу.
В Священном Писании мы читаем, что всякая власть от Бога. Но она может быть благословленной от Бога, а может быть попущенной. И если мы зададимся вопросом: нынешняя власть - она благословлена от Бога или попущена, то каков будет ответ? Благословение предполагает милость к народу, а попущение - наказание. И, положа руку на сердце, может ли православный сказать, что нынешняя власть является благословением Божиим нашей земле? Конечно, мы видим и плюсы и минусы, но все-таки, когда народ вымирает, это не может считаться благословением, когда народ нищает, это тоже не назовешь милостью Божией, когда народ находится в униженном состоянии, когда убивают русского - это "бытовое преступление", а когда убивают представителя иной национальности - это "ксенофобия", то понятно, что игра идет в одни ворота, и действуют двойные стандарты.
Из всего этого очевидно, что мы должны молиться о том, чтобы власть в России снова стала благословением Божиим, чтобы была восстановлена историческая форма власти через Помазанника Божия, молиться о том, чтобы у нас была историческая перспектива. Сейчас все более становится ясным, что действительное возрождение России возможно только во главе с православным царем. Об этом говорили великие русские старцы, такие как св. Иоанн Кронштадтский и преп. Анатолий Оптинский, об этом они молились, и их слова и их молитвы никто не может вычеркнуть из нашего сознания. "Запомните: если не будет монархии, не будет и России. Только монархический строй дает прочность России. Крепко стойте за царя, чтите, любите его, любите Святую Церковь и Отечество, - взывал в последних проповедях св.Иоанн Кронштадтский. - Носитель и хранитель России после Бога есть Государь России, Царь самодержавный, и без него Россия - не Россия".
Понятно, что этого очень не хотят и бояться наши недруги, но тем более мы должны хотеть и стремиться к этому.
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья (Санкт-Петербург), специально для «Русской народной линии»