«Я нисколько не удивляюсь, что «Русский Букер» дал премию антирусскому антиправославному произведению. Это логическое завершение политики этой премии, которая всегда была антирусской. Если уж даже Немзера прошибло, то, видимо, были сняты все мыслимые нравственные ограничения. Мы действительно видим перед собой мерзость. Следует ли запретить издание этой книги? Наверное, не надо запрещать, поскольку для них этот запрет может стать пиаром. Необходимо привлечь к суду Елену Колядину. Было бы хорошо, если бы нашелся человек или общественная организация, которая, не выдержав оскорбление России, русскости, священства и Православия, подала бы на эту авторшу в суд. Это же просто поразительно, что женщина пишет такие гадости и мерзости. Я-то думал, что только одна Анна Козлова пишет такие мерзости, но, увы, появилась ее последовательница», - заявил в интервью «Русской народной линии» секретарь Правления Союза писателей России Владимир Николаевич Крупин в связи с присвоением литературной премии «Русский Букер» Елене Колядиной за роман «Цветочный крест».
Как сообщает официальный сайт «Русского Букера», вечером 2 декабря на торжественной церемонии в гостинице «Золотое кольцо» председатель жюри литературной премии «Русский Букер» прозаик Руслан Киреев назвал имя лауреата премии 2010 года за лучший роман на русском языке. Им стала Елена Колядина за роман «Цветочный крест», опубликованный в журнале «Вологодская литература», № 7, 2009. Жюри этого года возглавил прозаик Руслан Киреев; в его состав также вошли: критики Марина Абашева (Пермь) и Мария Ремизова, прозаик Валерий Попов (Санкт-Петербург), режиссер и сценарист Вадим Абдрашитов. В 2010 году старейшая в России независимая литературная премия была присуждена в 19-й раз. Размер приза, получаемого победителем, в этом году увеличился и составляет 600 тысяч рублей, финалисты получат по 60 тысяч рублей. С 2006 года четвертым за время существования Русского Букера попечителем премии является международная энергетическая компания British Petroleum.
В интервью «Российской газете» Елена Колядина рассказала, что «один из священников был возмущен моей книгой, называл еретической и омерзительной. Мне посоветовали отдать рукопись в журнал "Вологодская литература", но предупредили: гонораров там не платят. Тем не менее, отправила в журнал, которому сейчас очень благодарна за то, что редакция не побоялась нелицеприятных отзывов и опубликовала произведение».
Роман вызвал шок не только у православных священников, но и у литературных критиков. Известный российский историк литературы и литературный критик, обозреватель газеты «Время новостей» Андрей Немзер считает, что «всякий вменяемый человек, ознакомившись с опусом, подобным «Цветочному кресту» (журнал «Вологодская литература», 2009, № 7), обязан объяснить сочинителю, что тот, возможно, когда-нибудь стяжает успех на любом поприще (от политики до кулинарии), за одним исключением - в словесности ему делать нечего».
По его мнению, «сочинение «Цветочного креста» - личная (тяжелая) проблема г-жи Колядиной. Публикация этого кошмара, выдвижение на премию, введение в шорт-лист, подготовка книжного издания (в котором «опытный редактор» учел замечания критиков; ага, проговоренные, а как со всеми остальными?) -- знак нашего общего одичания. Не надвигающегося, а свершившегося. Если редакторы, критики и почтенные судьи в упор не видят оголтелого невежества, то есть становятся на одну панель с автором «Цветочного креста», то о чем тут говорить? В этом безумном мире г-жа Колядина должна быть лауреатом».
«Лет десять назад возмущенный довольно сомнительным решением жюри лучший критик той поры, безвременно ушедший Александр Агеев с болью написал: «Никогда еще Букер не падал так низко». Я ответил: «Никогда не говори «никогда». И был не прав. Ибо сегодня уверенно утверждаю: такого дурного (пошлого, антикультурного) решения в букеровской истории не было. И уже не будет. Дно достигнуто», - полагает Андрей Немзер.
«То, что «Русский Букер» дает премию таким книгам, я не удивляюсь, честно говоря, - продолжил свой комментарий Владимир Крупин. - Вообще такое явление как литературные премии уродует литературу. Можно ли себе представить премию имени Ломоносова или Пушкина? Невозможно, потому что глупость. Другое дело - литературный фонд, который помогает бедным писателям и их семьям. Что же касается литературных премий, то это уродливое явление. Все начиналось с государственных премий по литературе, потом эту инициативу взяли на вооружение общественные организации, а надо бы обходиться без литературных премий. Что такое премия для писателя? Это читательское признание, выше которого нет ничего. Какое количество было нобелевских лауреатов по литературе. Вадим Кожинов в своей статье про нобелевские премии и сам комитет пишет, что все самые заметные писатели ХХ века не были замечены Нобелевским комитетом. Шолохову присудили Нобелевскую премию потому, что испугались наших ракет на Кубе, Бунину дали премию потому, что он уехал из России. Уверен, что если бы Бунин остался в России, то ему бы не присудили эту премию. Почему не дали Нобелевскую премию Шмелеву? Потому что он православный. А почему же премию дали Бродскому? Ответ прост: потому что он диссидент. Почему Нобелевскую премию присудили Пастернаку за откровенно слабый роман «Доктор Живаго»? Потому что в нем были нотки, которые оказались дороги Западу. Именно поэтому я категорически против любых литературных премий. Присвоение литературной премии «Русский Букер» за роман «Цветочный крест» - это логическое развитие этого процесса. Дошло до того, что «Русский Букер», который и без этого является антирусским явлением, присудил премию за мерзость. Иначе я объяснить не могу, или же они уже настолько сами развращены и испорчены, что не понимают, где туалет, а где оранжерея».
«Утверждается, что книги лауреатов «Русского Букера» обречены на успех, они хорошо продаются и т.д. На самом деле это происходит в результате искусственного подогрева и массированной рекламы. Никто ведь не будет рекламировать Пушкина. Но, когда у автора отсутствует литературный талант, то он компенсируется рекламой этого автора. Бессовестно, что и в литературной сфере все диктуют деньги. В этих премиях заинтересованы даже не издательства, большая часть которых не барствует, а торгаши, которые занимаются продажей книг. Им всё равно кого возвысить», - заключил Владимир Крупин.
7. Re: Владимир Крупин: «Необходимо привлечь к суду Елену Колядину»
6. Re: Владимир Крупин: «Необходимо привлечь к суду Елену Колядину»
5. Екатерине Домбровской
4. Для Анашкевич
3. Re: Владимир Крупин: «Необходимо привлечь к суду Елену Колядину»
2. Re: Владимир Крупин: «Необходимо привлечь к суду Елену Колядину»
1. Re: Владимир Крупин: «Необходимо привлечь к суду Елену Колядину»