Первое. Проблема состоит в том, что в результате проведенной в Вооруженных силах России реформы ликвидирована возможность в случае возникновения серьезного вооруженного конфликта масштаба региональной или локальной войны обеспечить мобилизационное развертывание Вооруженных сил РФ. То есть, ликвидирована возможность обеспечить создание новых соединений и частей за счет призыва резервистов из гражданской сферы. У нас теперь нет возможности увеличить численность Вооруженных сил от состава мирного времени для военного времени не только на 30%, но даже на 15%. Это означает, что российские Вооруженные силы, учитывая, что их общий численный состав сегодня около одного миллиона человек, решить задачу в вооруженном конфликте, где потребуется численность войск порядка ста тысяч человек, не смогут. Если потребуется решить задачу в локальной войне, где потребуется численность 700-800 и более тысяч человек, то ее так же российские Вооруженные силы решить не смогут, просто потому что не хватит численности, и неоткуда будет брать вооружение и исправную военную технику. Повторить опыт Великой Отечественной войны, когда после уничтожения кадровой армии в бой пошли резервисты, в настоящее время возможности не будет.
Второй момент. Российские Вооруженные силы до начала реформы имели развитую систему тылового и технического обеспечения, которое включало и специфическую военную медицину, материально-техническое обеспечение и многое другое. В результате проведенной реформы эта система тылового обеспечения в основном разгромлена. Сохранился войсковой тыл, всё, что выше этого, в основном заменено так называемым аутсорсингом, т.е. привлечением для закупок и услуг гражданских организаций. В случае возникновения военного конфликта система тылового технического обеспечения будет одним из главных объектов для удара со стороны вероятного противника. И представить себе, что коммерсанты на своих джипах начнут под бомбами и снарядами возить снабжение войскам на передний край, я могу слабо. Поэтому, по всей видимости, армия лишится тылового технического обеспечения и воевать не сможет. Она сможет решить задачу только в рамках возможности войсковых запасов, т.е. в течение 2-3 дней, после чего ресурсы будут исчерпаны. А боеприпасы, ГСМ, комплектующие, ремонт и всё остальное, что необходимо для обеспечения ведения военных действий в течение длительного времени, пополняться не будет, именно потому, что этим будут заниматься коммерсанты. Это, кстати, показывает опыт войны американцев, англичан и других стран НАТО в Афганистане и в Ираке. В частности, был случай, которым занимался Британский парламент, когда в Афганистан вместо соответствующего обмундирования британским военнослужащим прислали лыжи. Вот аутсорсинг в действии.
Третье. Вместо того, чтобы обеспечить развитие российского военно-промышленного комплекса, перспективных российских технологий, жесткий административный контроль за использованием средств, выделяемых на развитие вооружения и военной техники, наши дражайшие руководители ставят вопрос о закупке (и уже закупают) иностранной военной техники. В частности, речь идет о закупке четырех кораблей «Мистраль», порядка тысячи легких бронированных машин итальянской фирмы «Ивеко», которые для наших условий непригодны. Как лыжи пригодны для британской армии в Афганистане, так и для нас машины «Ивеко», только в количестве 1000 штук. Также закупается стрелковое вооружение и, наконец, налаживается отверточная сборка на территории России беспилотников из израильских комплектующих. Все это ведет к тому, что будет продолжен развал ВПК России, его ослабление в связи с ограниченным финансированием. Вместе с тем появляется серьезная зависимость России от иностранных комплектующих. Что касается кораблей «Мистраль», то здесь ещё один элемент: чтобы этот корабль мог действовать нормально, необходимо создание соответствующего причального фронта и, самое главное, специфических материально-технических средств (ГСМ и других), которых в нашем флоте не предусмотрено, а без них эти корабли действовать не смогут. Это потребует дополнительных вложений для создания соответствующей наземной инфраструктуры для обслуживания этих кораблей.
Четвертый момент, это наметившаяся структура направленности строительства Вооруженных сил. Я морской офицер, и для меня, конечно, очень лестно, что основные средства выделяются на развитие флота. Однако, резкое ограничение закупок российской бронетанковой техники приведут к тому, что наши предприятия, которые выпускают эту технику, могут оказаться в ситуации, когда они просто исчезнут. Это очередной удар по оборонно-промышленному комплексу. Это удушение российских оборонных предприятий. Кроме того, это приведет к тому, что сухопутные войска России, и так обладающие крайне ограниченными возможностями, лишатся вообще нормального серьезного вооружения отечественного производства, которым можно было бы их укомплектовывать.
Судя по тем данным, которые опубликованы в газете «Труд», в Российском флоте будут развиваться только десантно-высадочные средства и силы их обеспечения. То есть это 12 фрегатов и 20 корветов. На Северный и Тихоокеанский флоты - это капля в море. А все остальные элементы, необходимые для того, чтобы провести успешные десантные действия, а именно обеспечивающие завоевание превосходства в воздухе, подавление противодесантной обороны в районе высадки и другие подобные мероприятия, в Российском флоте отсутствуют. Таким образом, мы можем четко сказать, что Российский флот в части, касающейся надводных кораблей, нашими руководителями готовится в качестве придатка войск сил НАТО, которые и будут завоевывать превосходство в воздухе и на море. А если такой поддержки со стороны войск НАТО не будет, то наши десантные корабли и силы их обеспечения будут никому не нужны. Ни одной серьезной задачи на море они решить не смогут за исключением борьбы с ограниченными силами заведомо слабых стран.
Далее. Стратегические ядерные силы развиваются. Речь идет о создании 36 подводных лодок, в том числе 885-й проект «Ясень», 995-й «Борей», 667-й типа «Лада». Это хорошие подводные лодки, отвечающие всем современным требованиям, но это силы способные решать задачи обеспечения ядерной триады, а для решения задачи завоевания превосходства на море их возможности ограничены.
Представить себе, что за 10 лет, т.е. с 2010 по 2020 годы, будет построено 36 подводных лодок, 40 надводных кораблей на имеющихся мощностях, я могу с трудом. По одной простой причине - за предшествующие 20 лет на воду было спущено всего 4 корабля. При этом надо заметить, что притом, что в течение длительного времени удушали Российскую армию и флот, оборонно-промышленный комплекс России, обеспечить восстановление необходимого количества квалифицированных рабочих, квалифицированных инженеров, которые способны были бы такими высокими темпами обеспечить производство современной техники будет очень проблематично, если не сказать, что просто невозможно. Реально, что смогут за эти годы сделать, даже с выделением необходимых средств, это четверть от того, что заявлено. Порядка 10 подводных лодок и 10-12 надводных кораблей.
Ещё могу заметить, что выделяемые министром обороны Сердюковым средства используются не по назначению. Предполагается перевод Главного штаба флота в Санкт-Петербург, который ничем не обусловлен с военно-стратегической точки зрения и с точки зрения обеспечения управления ВС РФ, в частности, флота. Проводятся мероприятия по распродаже земель, принадлежащих армии, но куда идут от этого средства, никто не знает. Более того, говорят о том, что увольняют офицеров должным образом, но СМИ, блогосфера и живые примеры говорят о том, что это лживые утверждения, поскольку людей просто выгоняют на улицу.
И в заключение, скажу о том, что увидел по ТВ. Не могу промолчать. Ладно, экипировка от Юдашкина, но погоны на груди, а не на плечах - дальше ехать некуда! Внесите, пожалуйста, предложение от меня, офицера флота Сивкова Константина Валентиновича. В интересах развития и совершенствования креативности формы одежды, которую так инициативно продвигает наш дорогой Президент, чтобы погоны было видно не только спереди, но и сзади, пусть один висит на груди, а второй - сзади вместо карманов на ягодицах. Это будет сильно.
Итог. Господин Президент под видом «определенных издержек» обозначает не что иное, как дальнейший и прогрессирующий развал Вооруженных сил. Не «издержки», а развал. Я готов нести ответственность за эти слова.