23 ноября 2010 г. в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области состоялся обучающий семинар «Психологическая помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения» для социальных педагогов и педагогов-психологов, сообщила «Русской народной линии» участница семинара, педагог-психолог и многодетная мама О.И.Новикова. Несмотря на то, что в теме семинара было заявлено обсуждение жестокого обращения над детьми в целом (а оно случается везде - на улице, в компании сверстников, в школе и т. д.), выступающие рассказывали в основном о семейном насилии.
Очень эмоционально и масштабно проблема семейного насилия возводилась в ранг первостепенной и наиважнейшей для нашего общества, хотя при этом вопреки любой логике было заявлено, что по данным «Ассоциации детского телефона доверия» из всех детских звонков 3,5% приходится на вопросы, связанные с насилием по отношению к детям (заметьте, даже не семейного насилия). Почему с психологами и педагогами не обсуждались вопросы, составляющие 96,5% детских звонков, для всех осталось неизвестным. На вопрос, какие на сегодняшний день разработаны критерии отличия наказания от насилия, ответа не было, так же как и не было дано научного и юридического определения понятия «психологическое насилие» и его отличия от запретных мер, применяемых родителями для ограждения ребенка от вредного для него воздействия негативной информации.
Старший преподаватель кафедры воспитания и дополнительного образования С.В.Оськина познакомила участников семинара с правовыми документами, зачитав исключительно карательные статьи в отношении родителей. Так, при объяснении Семейного Кодекса зачитывалась ст. 69 о лишении родителей родительских прав и ничего не было сказано о ст. 63 и ст. 64, по которым основным правом ребенка является право жить и воспитываться в родной семье, а защита прав и интересов детей возлагается на его родителей. Посетовала г-жа Оськина и на издержки нашего законодательства в отношении достаточно мягких мер по отношению к родителям за жестокое отношение к детям.
При всем при этом, педагогам было заявлено, что если вдруг они назовут ребенка «остолопом», то именно от родителей нужно ожидать действий, по которым педагогов привлекут к ответственности (дословно) «продвинутые» родители. Поэтому не нужно делать этого хотя бы «для собственной безопасности». Опасность в данном случае, конечно же, исходит от родителей.
Предвзятая подача информации при объяснении правовых актов и сталкивание интересов родителей и учителей была, очевидно, необходима для того, чтобы создать у присутствующих образ жестокого родителя. И закончила она свое выступление рассказом о девочке-подростке, которая приходит в школу в синяках, дома ест макароны без котлет, но учителя проявляют равнодушие и молчат, так как папа этой девочки занимает высокий пост в администрации города.
На практическом занятии психологам предложили вспомнить свои чувства и эмоции из детства в момент самого сильного наказания. Из аудитории прозвучал уточняющий вопрос: «Нужно вспомнить наши эмоции тогда или сейчас, в настоящее время?» Ведь действительно, со временем выросшие дети бывают признательны своим родителям за то, что те (пусть даже с помощью ремня или крапивы) искоренили у них желание курить, пить, воровать. Об этом психологам предложили забыть, вернуться в свое детство и вспомнить себя жертвой насилия. Обострив эмоциональное состояние слушателей, М.Ю.Авилова, начальник отдела практической помощи ОМО ГОУ Тульской области «Тульский областной центр диагностики и консультирования «Помощь», предложила за 25 сеансов проработать у нее свои душевные травмы и переживания детства, раздав свои визитки.
И лейтмотивом выступлений звучало напоминание собравшимся о необходимости сообщения обо всех известных им случаях семейного насилия (в том числе и психологического) для дальнейшего изъятия ребенка из семьи.
Очень у многих участников семинара остались вопросы, на которые никто не ответил:
- Почему обсуждение насилия над детьми свелось исключительно к семейному насилию?
- О каких 96,5% звонков умалчивает Ассоциация детского телефона доверия?
- Почему никто не считает проведение в Туле в сентябре 2010 г. дня пива и продажу детям алкоголя и сигарет в 101 метре от школ насилием над ними?
- Почему никто не называет насилием растлительную информацию в СМИ и многочисленные рекламные щиты развратного содержания?
- Для чего сталкивают интересы учителей и родителей и искусственно создают образ жестоких родителей?
- Чем же все-таки наказание, применяемое родителями в воспитательных целях, отличается от насилия?
- Почему психологическим насилием предлагают считать любые воспитательные меры?
- Зачем и кому нужно было проводить в срочном порядке подобное обучение для школьных психологов и социальных педагогов?