![Андерс Фог Расмуссен и <a href=](/images/2010/18983.jpg)
Одобренный лидерами 28 стран НАТО документ, по выражению генсека альянса Андерса Фога Расмуссена, позволяет блоку «стать более эффективным, более вовлеченным и более рациональным, чем когда-либо». Более эффективным, поскольку Североатлантический альянс намерен инвестировать в свои ключевые возможности - противоракетную оборону, киберзащиту и транспортную авиацию дальнего радиуса действия. Более вовлеченным, поскольку альянс хочет создать сеть глобального партнерства с другими организациями и странами. Более рациональным - поскольку НАТО «убирает жир, при этом инвестируя в мускулы», в частности, сокращает персонал командной структуры на одну треть.
На встрече в Лиссабоне союзникам по НАТО удалось урегулировать внутренние разногласия по тексту новой стратконцепции альянса. В частности, Турция настояла, чтобы в документе не упоминались конкретные страны, которые альянс рассматривает в качестве угрозы собственной и международной безопасности. Речь идет об Иране и Сирии, с которыми Турция хочет развивать более тесные связи, но которые США и ряд их союзников по НАТО называют потенциальными источниками угрозы.
В новом политическом документе НАТО впервые говорится о намерении альянса создать систему противоракетной обороны, которая защитит население и территории стран альянса и станет «одним из центральных элементов коллективной обороны». Другим пунктом компромисса стало урегулирование разногласий между Францией и Германией в вопросе роли ядерного сдерживания и территориальной системы противоракетной обороны для евроатлантического региона. Как этого и добивался Париж, в новой стратегической концепции НАТО говорится, что альянс не намерен отказываться от ядерного оружия до тех пор, пока оно сохраняется в мировом масштабе. Берлин, в свою очередь, настоял на включении в документ формулировки о том, что НАТО ставит перед собой цель создания условий для безъядерного мира.
В одобренной НАТО новой стратегической концепции России посвящены статьи 33 и 34. В документе говорится, что альянс не представляет «никакой угрозы» для России, стремится к достижению партнерства, намерен «действовать соответственно, ожидая от России взаимности». НАТО также заявляет о намерении укреплять политические консультации и практическое сотрудничество с Россией в сферах общих интересов - в частности по ПРО, борьбе с терроризмом, наркотиками и пиратством - и при этом «в полной мере использовать потенциал Совет Россия – НАТО».
Лидеры стран НАТО достигли соглашения о создании территориальной системы противоракетной обороны для евроатлантического региона. Генсек НАТО не раз говорил о необходимости создания противоракетного щита от Ванкувера до Владивостока, который связал бы систему ПРО США с натовской системой ПРО театра военных действий и национальными системами ПРО. Однако он оговорился, что «ЕвроПРО» будет лишь дополнением к натовской концепции ядерного сдерживания. Лидеры НАТО предложили также России возобновить совместные учения по противоракетной обороне театра военных действий. Проведение этих учений было прервано из-за конфликта в Грузии в 2008 году.
Саммит НАТО одобрил начало процесса передачи афганцам ответственности за безопасность в стране: его запустят в начале 2011 года, а завершить планируется к концу 2014 года. При этом Расмуссен заявил, что альянс останется в Афганистане столь долго, сколько потребуется для «нашей миссии». От имени НАТО он подписал в Лиссабоне с президентом Афганистана Хамидом Карзаем соглашение о долгосрочном партнерстве между НАТО и Афганистаном. Россия и НАТО договорились расширить рамки наземного транзита в Афганистан грузов, предназначенных для воинского контингента НАТО, распространив его на обратный вывоз грузов. При этом стороны намерены расширить номеклатуру ввозимых и вывозимых грузов, которые, как заверил Рамсмуссен, в любом случае будут «нелетальными».
20 ноября состоялось заседание Совета Россия-НАТО на уровне глав государств и правительств на тему: «Следующие шаги в сотрудничестве России-НАТО», в котором принял участие Президент России Дмитрий Медведев, сообщает сайт главы Российского государства. По итогам заседания Совета Россия-НАТО принято Совместное заявление глав государств и правительств стран - членов Совета. В документе, в частности, отмечается, что безопасность всех государств в евроатлантическом сообществе неделима, а безопасность НАТО и России взаимосвязана. Стороны намерены укреплять сотрудничество в борьбе с терроризмом, пиратством, наргоугрозой, в том числе на афганском направлении.
Кроме того, Совету Россия-НАТО было поручено разработать всеобъемлющий совместный анализ будущих рамочных условий сотрудничества в области противоракетной обороны. Участники встречи одобрили Совместный обзор общих вызовов безопасности XXI века и определили конкретные мероприятия практического взаимодействия на будущее. В ходе саммита Президент России провёл ряд двусторонних встреч: с президентом Франции Николя Саркози, премьер-министром Италии Сильвио Берлускони, президентом США Бараком Обамой и президентом Афганистана Хамидом Карзаем. В частности, Дмитрий Медведев пригласил Хамида Карзая посетить Россию с визитом.
По итогам заседания Совета Россия-НАТО Президент России дал пресс-конференцию. Д.Медведев сообщил, что одной из самых важных тем, поднятых на Саммите НАТО, была европейская противоракетная оборона. «Здесь очевидно, что всё, казалось бы, новое. Сами европейцы и государства НАТО пока ещё окончательно не представляют, что из этого получится, как это всё будет выглядеть, сколько это будет стоить, наконец. Но, в то же время, все понимают, что в целом система противоракетной обороны только тогда представляет ценность, когда она является универсальной, а не является только одним из элементов, помогающим тем или иным странам, или распространяющейся только на отдельные театры военных действий. Так вот по этому направлению сегодня была интересная дискуссия, я, может быть, чуть позже скажу об этом, и мы договорились, что мы обязательно продолжим работу», - отметил он.
«Мы, прямо скажу, ещё должны разобраться окончательно в том, что это будет, - сказал российский лидер высказывая свою позицию в отношении европейской ПРО. - Скажу больше, сами европейские страны должны разобраться, где их место, как будет выглядеть в конечном счёте идея европейской противоракетной обороны, особенно после того, как она будет завершена, условно говоря, к 2020 году. Мы, в свою очередь, должны разобраться, где наше место, и, конечно, мы должны исходить из того, что наше участие должно быть абсолютно равноправным. Я даже больше скажу: наше участие может быть только партнёрским, никакого другого участия, что называется, для мебели, для вида, быть не может. Либо мы полноценно участвуем, обмениваемся информацией, отвечаем за решение тех или иных проблем, или же мы не участвуем вообще. Но если мы не участвуем вообще, то, по понятным причинам, вынуждены будем защищаться».
«Именно поэтому, - продолжил Медведев, - Россией была сформулирована целая совокупность идей о том, каким образом нам участвовать в европейской ПРО. Это действительно принципы равноправия, прозрачности, технологичности и ответственности за решения тех или иных задач. Мы предложили создание так называемой секторальной ПРО. Это тема, которая требует отдельного анализа, и я сегодня не настаивал на том, чтобы нам дали какой-то быстрый ответ. Более того, я понимаю, что по поводу деления ответственности в рамках европейской ПРО могут выдвигаться самые разные аргументы, могут быть разные позиции у разных стран. Но, тем не менее, если реализовывать такую идею, то мы тогда видим для себя смысл участвовать во всей этой затее, и тогда мы чувствуем меру ответственности, которая возлагается на нас, и мы готовы к полноценным кооперативным отношениям с нашими партнёрами. Мы договорились и с нашими партнёрами по НАТО, я отдельно проводил переговоры по этому вопросу с руководителями ряда европейских стран: Франции, Германии, Великобритании, с Президентом Обамой несколько раз о том, что мы продолжим диалог по всем вопросам, связанным с европейской ПРО. Двери сейчас не закрыты, наоборот, они открыты для дискуссии, но результаты должны быть для нас понятны и приемлемы. Так что мы обязательно продолжим эти обсуждения».
В заключение Президент России высказал свое мнение относительно того, какими должны быть отношения России с НАТО. «В настоящий момент я, например, не вижу ситуации, когда Россия могла бы присоединиться к Североатлантическому альянсу. Но всё меняется, меняется и Североатлантический альянс. И если Североатлантический альянс изменится настолько, что встанет вопрос о нашем более тесном сотрудничестве с ним, то я считаю, что здесь не может быть никаких закрытых тем. Мы можем обсуждать их при наличии доброй воли и желания наших партнёров по альянсу. Во всяком случае, то, что на сегодняшний день наши отношения стали гораздо ближе и гораздо более прозрачными, более предсказуемыми, наводит на мысль о том, что потенциал этих отношений абсолютно не исчерпан. И я надеюсь, что сближение наших подходов по всем позициям будет продолжено. В этом плане после этого саммита я больший оптимист, чем был до того», - признался Дмитрий Медведев.
Газета «Коммерсант» выяснила, в чем заключается суть секторальной ПРО, предложенной Президентом России. Согласно этой концепции, стороны должны создать единый периметр противоракетной безопасности с элементами ПРО и ПВО, обращенными вовне. Как пояснил газете высокопоставленный российский дипломат, согласно этой концепции, Москва обязуется сбивать ракеты, которые могут быть выпущены в направлении Европы через территорию России или через сектор, ответственность за который она возьмет по договоренности. Аналогичным образом и в НАТО должны будут взять на себя обязательства защищать Россию по своим секторам. При этом подконтрольные сектора могут пересекаться и выходить за рамки государственных границ.
Особенности построения такой системы объясняется тем, что сейчас ни НАТО, ни Россия не готовы допускать к своим элементам ПРО и ПВО посторонних, отмечают эксперты. В то же время при такой секторальной структуре у Москвы появится уверенность в том, что европейская ПРО не покушается на сектор действия российских стратегических ядерных сил. Как выяснил «Коммерсант», обсуждение предложенной Д.Медведевым инициативы начнется уже в декабре. Предполагается, что контуры европейской системы ПРО будут определены уже к марту 2011 года.