Я с большим сожалением отношусь к протодиакону Андрею Кураеву, видя, как трагически меняется его характер, как происходит его духовная деградация. Я помню его лет двадцать назад, когда мы вместе встречались в Екатеринбурге на секции против сектантов, вместе разрабатывали обращения. В то время у него еще были довольно правильные взгляды, хотя уже тогда просвечивались гордыня и снобизм по отношению к окружающим людям. К сожалению, можно константировать, что лукавый поймал отца Андрея Кураева на гордости, тщеславии, что послужило причиной ошибок в его деятельности. Вероятно, отсутствие хорошего духовничества, борьбы со своими страстями и прежде всего с гордостью, отсутствия стяжания смирения и дало ощутимые негативные результаты деятельности отца Андрея.
Господь сказал: «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Из доброго сокровища своего сердца человек выносит доброе, а из злого сокровища износит злое. Как человек может нести свет людям, как можно говорить о добре и истине, если этого нет в его сердце? Один святой и подвижник веры, отвечая на вопрос, как следует готовиться к проповеди, сказал, что к проповеди надо готовиться всей своей жизнью.
То есть человек, идущий на проповедь, должен сам вести христианский аскетический образ жизни, постоянно находиться в молитве, неустанно бороться со своими страстями, выкорчевывать их из своего сердца и пытаться возрастить в себе добродетели, чтобы Дух Святой жил в нем. Если в человеке будет жить Дух Святой, то слова человека будут силой, потому что эти слова будет не его словами, ибо Дух Святой в зависимости от чистоты человека будет говорить эти слова, которые будут благотворно действовать на людские души, привлекая их. Как Апостолы привлекали людские души? Мудренными речами, игрой на музыкальных инструментов, выступлениями на оккультных сборищах? Конечно, нет. Но их слова были силой, ибо в них жил Дух Святой. Свидетельство об истине Господней своей жизнью, внутренним светом, полученным от Христа, неся любовь людям, и делает слова человека силой. Это свидетельство и осуществляется только ради любви и желания спасения ближнего. Только тогда проповедь будет иметь огромную силу и давать свои прекрасные плоды. Прав был Святейший Патриарх Кирилл, когда говорил, что "всякий успех миссии находится в непосредственной зависимости от внутреннего состояния тех, кто вступает на путь миссионерского служения. Если человек дорожит городским комфортом, всеми теми внешними благами, которыми люди склонны сегодня безудержно наслаждаться, то ему не нужно становиться миссионером, ему не нужно становиться священником — ему следует заниматься чем-то другим. И первое слово, которое я хотел бы обратить к вам, — это призыв к формированию миссионерского склада мыслей и образа жизни, к тому, чтобы вера ваша осуществлялась в реальных делах, в том числе в подвижничестве".
Когда же человек в своем миссионерском подвиге пытается реализовать прежде всего себя, выставить свое "Я", которое может затмевать даже Христа, то плоды труда такого человека будут очень печальными. И не случайно приходится вести этот разговор в день, когда отмечается 100-летняя годовщина с момента кончины Льва Николаевича Толстого. Толстой, блестящий гениальный художник, внезапно впадает в ересь и превращается в малоинтересного религиозного публициста, закончившего свою жизнь страшной смертью, не покаявшись. Пример Толстого показывает нам, что может произойти с талантливым человеком, если он впустит гордость в свое сердце, если он не будет нести Свет Христов, не будет служить людям своим талантом, а будет выпячивать свое собственное "Я", пестовать свою самость, пытаясь ее всучить людям. К сожалению, отец Андрей Кураев пошел по пути Льва Толстого. Отец Андрей с некоторых пор стал проповедовать самого себя, стал говорить "от ума", от своей фантазии и воображения, стал проводить всевозможные миссионерские эксперименты, пытаясь как-то воздействовать на людей. Причем это миссионерские приемы со временем стали деградировать. Достаточно вспомнить его совет семинаристам: "... лучше, ребята, так, по-миссионерски скажу: идите в город, на дискотеке найдите неверующую девочку. Отмиссионерьте ее, катехизните ее по самое не могу. Заслуга будет ваша: вы душу спасли для Церкви!» Эти скабрезные выражения, допущенные отцом Андреем, даже у светский людей вызывают тошноту. В его совете прослеживается грязь, нравственное падение и похоть. Подобные советы, ничего, кроме отвращения, не могут вызвать.
Протодиакон Андрей Кураев в свое оправдание утверждает, что он всего лишь пытается говорить с людьми на их собственном языке. Но Церковь не может опускаться до падшего состояния человека, наоборот, она должна делать все, чтобы поднять человека до своего состояния, показать ему Свет, а не заводить его в тьму. «Оставьте их, они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14). Поэтому неудивительно, что когда Патриарх на IV Всецерковном съезде епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви дистанцировался от миссионерских экспериментов, когда вся тьма, которую нес Кураев со своими сподвижниками, была обличена, раздался жуткий протест со стороны миссионэров. Сейчас они стараются всячески дискредитировать IV Всецерковый съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви и принятые на нем документы, чтобы сохранить свое "Я" и утвердиться в своей псевдоправоте. Это попытка сохранить свои ложные концепции миссионерства. О их поведении, попытке очернить съезд можно только печалиться, особенно учитывая то, что вождь миссионэров - протодиакон Андрей Кураев - человек, безусловно, талантливый. Если бы он принес покаяние, исправил свои духовные недостатки и начал жить подлинной духовной аскетической жизнью в смирении, терпении, покаянии и любви, то, конечно же, он мог бы быть очень полезен Церкви, что я ему и желаю.
Непочтительные эпитеты, которые съезду дали миссионэры, неудивительны. Их миссионерские приемы не были приняты съездом. У них было два варианта реакции: либо принять критику, признать свою неправоту, покаяться и дать обещание исправиться, либо заявить о своей правоте, при этом всех критиков назвав "дураками". К сожалению, миссионэры пошли по второму пути, теперь они всячески поносят IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, пытаясь его дискредитировать в глазах людей. Это естественная психология человеческой самости и оправдания своего греха.
Иерей Алексий Мороз, член правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, духовник Собора православной интеллигенции, член совета Общества православных психологов, специально для «Русской народной линии»
2. Как священник с диаконом ругаются.