«Эта проповедь Равиля Гайнутдина неумная. Мне даже непонятно, для кого она предназначена. Неужели она предназначена для православных? Зачем тогда он утверждает, что они боятся проснуться в мусульманской стране? Вообще-то такая проблема реально существует, действительно, есть люди, которые хотели бы построить в России мусульманскую страну. Эти люди называются ваххабитами. Именно они развязали войну на Кавказе. Поэтому неудивительно, что люди боятся того, что они в один прекрасный день окажутся в исламской стране, поскольку это связано или с их физическим уничтожением, или с насильственной сменой веры. Ведь исламскую страну в России хотят создать отнюдь не традиционные мусульмане», - заявил в интервью «Русской народной линии» известный исламовед Роман Силантьев, комментируя проповедь председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина в Курбан Байрам.
Как сообщает сайт Совета муфтиев России, Гайнутдин в своей проповеди, в частности, сказал: «Мы живем в многонациональном и многоконфессиональном государстве, насчитывающем около ста сорока миллионов человек, относящихся к разным народам и этносам. В каждом регионе, городе, в том числе и в Москве, представлена многогранная и чудесная мозаика различных культур, традиций и обычаев, составляющая богатую картину единой страны. Культурное многообразие является неоценимым ресурсом России, который нам необходимо бережно сохранять и развивать, решая реальные проблемы солидарности и сосуществования».
«4 ноября в России отмечался День народного единства. Руководство нашей страны, установив этот день Государственным праздничным днем, тем самым подтверждает единство различных народов Российской Федерации, призывает к согласию, взаимопониманию и установлению диалога между народами и религиями страны. Все понимают важность мира и согласия, дружбы и взаимопонимания между народами и религиями для целостности государства, для стабильности развития общества и страны. Но следует также помнить, что если многонациональное и многорелигиозное государство не сохранит духовное единство и согласие в обществе, может начаться противостояние между народами и религиями, что способно перейти в гражданскую войну, и, в итоге, привести к ослаблению, к распаду единого государства на несколько мелких государств. К сожалению, заинтересованные в ослаблении нашего государства, в его распаде, есть. Если мы хотим мира и противосто-им кровопролитию, заботимся о целостности и единстве нашего Отечества, наш долг - дать отпор любым попыткам внести раздор в вековое единство наших народов, единство, независящее от наших национальностей и вероисповедания. Это - один из важнейших моментов в нашей заботе о благополучии в нашем обществе, в нашем общем доме - России», - считает муфтий.
По его словам, «находятся люди, которые пытаются запугать верующих мусульман, сеять смуту в мусульманской среде, распространяя сомнение в искренности уважения и внимания к мусульманам со стороны, властных структур государства самой постановкой вопроса: нужно ли строить мечети в Москве?» «Недавние события, а именно: спор вокруг строительства мечети в районе Текстильщики в Москве показал, что в подсознании современного горожанина титульной нации (у русских) присутствует страх. Страх в одно прекрасное утро проснуться в мусульманской стране, где за словом «мусульманский» стоят не знания об Исламе как религии Единобожия, как идеологии, а Исламе, каким его тенденциозно и, искажая самую суть Божественного ниспослания, порой пытаются преподнести», - заявил он.
«Если серьезно говорить о сознании большинства людей в вопросах Ислама, то мы должны признать, что оно сформировано тем негативным, что на протяжении ряда лет пытались приписать нашей религии. Многие СМИ далеки от целей и задач донести до людей основные принципы Ислама, развеять мнимую опасность, приписываемую Исламу. Им присущи категоричные суждения об Исламе при абсолютной безграмотности в данном вопросе. Культурная и религиозная безграмотность, в том числе в вопросах культурного наследия других народов и этносов, создает почву для отторжения, развития экстремизма, терроризма и разжигания войн», - полагает Равиль Гайнутдин.
«Зададимся вопросом, кто же в России притесняет традиционных мусульман? - предлагает Роман Силантьев. - Гайнутдин хочет переложить проблемы с больной головы на здоровую. Сам-то он не построил ни одной мечети. Кто в этом виноват? Националисты? А, может, власти России, которые никому не помогают? Действительно ли в России мало мечетей? На сегодняшний день в России 7200 мечетей. А мусульмане составляют всего лишь 10% населения России. Православных храмов в России 12000, то есть мусульмане гораздо лучше обеспечены культовыми зданиями, чем православные, которые составляют 80% населения нашей страны. То есть следует говорить не о недостатке мечетей, а о недостатке православных храмов. А с точки зрения дискриминации, в том же Татарстане, при равных долях православного и мусульманского населения число мечетей в 6 раз превышает число церквей. А в Москве власти объяснили, что давали мусульманам 8 участков, по некоторым данным, даже 11, но они даже не смогли оформить документов ни на один из участков. Та же мечеть, которую они строят у олимпийского комплекса, уже начала разрушаться. Теперь требуется остановить работы и пересмотреть проект. Кто в этом виноват? Кто разворовал материалы с этой мечети? Власти или Православие? Или еще кто-то? Эти вопросы неплохо бы задать Гайнутдину. Его попытки конвертировать свои собственные недоработки в некий «праведный мусульманский гнев», естественно, вызовут жесткую реакцию властей, которые за последний год уже неоднократно выражали свое отношение к Гайнутдину. В частности, Прокуратура и Минюст запретили ему проводить внутренние реформы. В какой-то момент власти выберут себе другого партнера в мусульманской среде».
«С чем связаны последние политические заявления Равиля Гайнутдина? Они связаны с тем, что он не просто начинает тонуть, а он уже тонет. Потому что если заявления главного архитектора московской соборной мечети будут признаны справедливыми, что Технадзор может легко выяснить, то здание пойдет под снос, а некоторые люди - под суд, когда выясниться, почему на этом объекте были допущены такие серьезные злоупотребления. У Гайнутдина осталась последняя возможность переложить свою вину на других. Он любит ссылаться на «происки неких исламофобов». До недавнего времени власти к нему относились прекрасно, он же в ответ делает скандальные заявления. Он привык выступать перед западными СМИ, заявляя о том, что в России якобы дискриминируют мусульман, что им якобы не дают строить мечети, что они - бедные и несчастные - вынуждены молиться на улице. И эти заявления он делает, несмотря на то, что ему со стороны властей был предоставлен режим максимального благоприятствования. Власти знают о его выступлениях, и, очевидно, что придет время, когда они сделают определенные выводы. Ведь всему есть предел. Власти терпят Гайнутдина только потому, что его пока не кем заменить. Его давно бы заменили, если бы была альтернативная фигура. С этим есть проблема. Но в какой-то момент его и это не спасет. В России 72 муфтия, и если станет на одного меньше, то никто этого не заметит», - заключил Роман Силантьев.