17 ноября - Международный день студента. В последние 20 лет высшее образование в России стало практически всеобщим. Однако это не повод для гордости: на деле от высшего образования в привычном смысле этого слова оно зачастую удерживает только название, выполняя, в сущности, те функции, с которыми раньше справлялось среднее - давая базовые навыки социализации: умение хотя бы относительно грамотно писать, умение уяснить для себя смысл написанного текста и т.п., отмечает Regions.Ru. Это, разумеется, касается не всех вузов, но значительной их части. Понятие «университет» катастрофически девальвировано, равно как и университетский диплом как таковой (за исключением считанных вузов и факультетов).
Последствия такой девальвации многообразны. Во-первых, наблюдается перепроизводство специалистов с дипломами, которые стоят очень мало или вовсе ничего в глазах работодателя. Во-вторых, доля выпускников, работающих по специальности, в некоторых вузах приближается к нулю. Наконец, в-третьих, наличие диплома в сочетании с крайне низкой реальной квалификацией создает у молодежи чрезвычайно завышенную самооценку и столь же завышенные требования к потенциальному месту работы.
Все эти недостатки отмечались не раз, однако положение не только не улучшается, но даже продолжает ухудшаться. Для его исправления предлагалось ужесточить требования к выпускникам вузов во время госэкзаменов, лишая заведения, чьи студенты не способны сдать «госы», права выдавать дипломы государственного образца. Звучали и предложения вернуть существовавшую при советской власти систему распределения молодых специалистов, при которой вуз берет на себя обязанность трудоустроить выпускника, а тот - отработать определенное время по полученной специальности.
«Кажутся ли вам разумными эти меры? Может быть, вы готовы предложить что-то свое? Что можно сделать, чтобы вернуть былой престиж высшему образованию?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, согласился, что число так называемых «вузов» превышает у нас все разумные пределы. «Поэтому первая мера кажется мне вполне оправданной. При таком количестве вузов просто физически невозможно объективно оценить их методики и качество преподавания. Возрождение конкурса в вуз, когда туда попадают действительно лучшие, а не все подряд, в том числе и бегущие от армии, кажется мне делом добрым», - сказал он.
«А вот распределение как принудительная санкция мне не нравится. Безусловно, выпускник сам должен быть заинтересован в работе по специальности. Невольник - не богомольник. И вряд ли выпускник будет усердно трудиться по принуждению», - добавил отец Максим.
«Разумным исключением мне кажутся только случаи, когда речь идет о некой предварительной работе как условии попадания на более высокое место. Например, врач, чтобы завести частную практику, сначала должен отработать определенное время в обычной больнице и т.д. Это должно касаться только каких-то престижных специальностей», - полагает протоиерей. «Чтобы возродить престиж образования, его нужно в первую очередь достойно финансировать», - заключил он.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, считает, что, по крайней мере, психологически престиж высшего образования у нас нисколько не умалился. «Действительно, за последнее время появилось много новых вузов с не очень высоким уровнем преподавания. Но, кажется, рост числа подобных вузов сейчас остановился», - сказал он.
«Система распределения молодых специалистов в некоторых областях, как мне кажется, сыграла бы положительную роль. Ничего плохого в том, чтобы вузы помогали трудоустроиться своим выпускникам, я не вижу», - отметил протоиерей.
«Ну а престиж самого высшего образования зависит в первую очередь от объема и качества знаний, которые может предложить вуз, и уровня преподавания. Очевидно, что в вузах, заботящихся о своем престиже, будет и объективная проверка знаний студентов. Столь же очевидно, что качество высшего образования во многом зависит от уровня коррупции в вузах», - заключил он.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак тоже не согласился, что высшее образование у нас девальвировано. «По моим собственным наблюдениям престиж, по крайней мере, университетского образования довольно высок. Другое дело, что очень многие выпускники вузов не работают по специальности. И это в каком-то смысле следствие развала системы распределения выпускников по рабочим местам. Я думаю, что - может быть, в несколько иной форме, чем в СССР и не в полном объеме - эту систему следовало бы восстановить», - сказал он.
«А вот искусственное сокращение числа вузов, по-моему, не только не даст положительного эффекта, но и приведет к резкому сокращению числа молодых людей, стремящихся получить не только профессиональную подготовку, но и повысить общий уровень культуры, освоить навыки систематизации, структурного и логического мышления. Эта мера представляется мне нецелесообразной», - добавил священник.