В связи с этим закономерно возникает вопрос о причинах активности о.Андрея Кураева на «молдавском направлении». В последнее время фигурируют как минимум три версии подоплеки двух скандалов в Кишиневе, произошедших во время поездок туда протодиакона Андрея Кураева.
Первую версию предлагает сам о.Андрей Кураев и его группа поддержки. Сводится она к тому, что отец протодиакон ездил в Кишинев по личному поручению Патриарха Кирилла и выполнял миссию, которую поручил ему Предстоятель Русской Православной Церкви. Сам о.Андрей Кураев говорит об этом намеками, зато его сторонники прямо так и утверждают. По их словам, о.Андрей якобы поехал снять больной для Святейшего Патриарха Кирилла вопрос с «молдавской оппозицией». Напомню, что речь идет о письме молдавских клириков и мирян, в котором они в грубой форме обвинили Патриарха Кирилла в еретических высказываниях.
Однако, наши источники в Чистом переулке утверждают, что слухи о близости протодиакона Андрея Кураева к Патриарху Кириллу сильно преувеличиваются. Причем преувеличиваются самим о.Андреем. На самом деле, о.Андрей достаточно редко встречается со Святейшим Патриархом и практически всегда в официальной обстановке патриарших богослужений.
Предлагается и вторая версия, более, на наш взгляд, достоверная. Суть ее состоит в том, что поездка в Кишинев - это личная инициатива о.Андрея Кураева, направленная на то, чтобы укрепить его пошатнувшиеся позиции в Московской Патриархии. Об этом нам также доводилось писать. Весьма вероятно, что эта идея о.Андрея Кураева была поддержана некоторыми клерками среднего звена из Московской Патриархии, которые захотели преподнести «подарок» Патриарху Кириллу. Мол, архиепископ Феогност не смог утихомирить «молдавских смутьянов», а о.Андрей Кураев смог. Прямо классическое цезаревское: Veni, vidi, vici. Однако, победы-то, как раз и нет, протодиакон Андрей Кураев не только не смог разрешить молдавскую проблему, но, скорее, усугубил ее. Особенно это стало очевидным после того, как братия Почаевской лавры выступила с поддержкой Общества блаженной Матроны Московской и протоиерея Анатолия Чибрика и с критикой деятельности о.Андрея Кураева. Стало очевидным, что протодиакон Андрей Кураев не только не разрешил проблему для Патриарха, а, напротив, усугубил ее. Если раньше проблема молдавского письма носила частный характер, и не очень сильно влияла на внутрицерковную ситуацию, то заявление братии одного из крупнейших монастырей Русской Православной Церкви такую проблему создает. На это надо реагировать, с этим надо что-то делать. И визги всякого рода «фролеров» насчет того, что Почаевская лавра является оплотом «мракобесия» и «антипатриаршей оппозиции» свидетельство тому, что выхода у неообновленцев нет. Они понимают, что создали проблему и им теперь придется за это отвечать.
Однако, есть и третья версия, которая хотя и носит, так сказать, конспирологический характер, но сторонники этой версии пытаются объяснить некоторые очень важные моменты, связанные с кишиневскими скандалами, которые не находят объяснения в двух предыдущих версиях. Суть ее сводится к тому, что о.Андрей Кураев поехал в Кишинев вовсе не для того, чтобы разрешить молдавскую проблему, а, наоборот, усугубить ее.
Сторонники этой версии обращают внимание на то, что о.Андрей Кураев получил богословское образование в Бухаресте, где и был рукоположен в сан диакона. Мол, два года жизни в Бухаресте не прошли для него даром, и он напитался «румынским духом», обзавелся серьезными связями в Румынской Православной Церкви. Также обращается внимание на то, что во время первой поездки о.Андрей был принят главой молдавского правительства Владом Филатом. Правительства, надо сказать, прозападно и прорумынски ориентированного и отнюдь не питающего симпатий ни к России, ни к Русской Православной Церкви. А во время второй поездки, как об этом торжественно объявил сам о.Андрей Кураев в своем блоге, он намеревался встретиться с бывшим президентом Молдавии Петром Лучинским, также прозападно и прорумынски настроенным политиком, весьма влиятельным в Молдавии. В связи с этим возникает недоуменный вопрос: почему о.Андрей встречается с прорумынски настроенными политиками? А, например, с бывшим президентом Молдавии Владимиром Ворониным, который, как раз, настроен пророссийски, не встречается. И сторонники этой конспирологической версии делают вывод, что задача о.Андрея Кураева во время кишиневского скандала состояла в том, чтобы вытолкать пассионарно настроенную группу протоиерея Анатолия Чибрика и ее сторонников в раскол, в т.н. Бессарабскую митрополию.
Обращается внимание на то, что Бессарабская митрополия, созданная Румынской Православной Церковью на территории Молдавии и призванная перетащить молдавские приходы Русской Церкви в состав Румынской, до сих пор так и не получила серьезной поддержки в Молдавии и не пользуется авторитетом. При этом довольно активная и кропотливая деятельность митрополита Кишиневского и Молдавского Владимира по решению "бессарабской проблемы", по возвращению приходов Бессарабской митрополии в лоно Русской Православной Церкви, приносит свои плоды и недалек тот момент, когда эта проблема будет решена мирным путем. И вот тут как раз может оказаться бесценным для румын переход активной группы молдавских верующих в Бессарабскую митрополию. Именно с этим связан, как считают сторонники конспирологической версии, активный поиск раскольников, чем занимается о.Андрей Кураев.
Какая из этих версий ближе к действительности, сказать трудно, но можно утверждать одно: деятельность протодиакона Андрея Кураева в Молдавии создала дополнительные проблемы для священноначалия Русской Православной Церкви и ослабляет позиции Московского Патриархата в Молдавии.
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»