По словам Д.Рогозина, условием участия России в саммите стало пожелание Москвы к Альянсу: no surprise (никаких сюрпризов). «Мы хотели иметь предсказуемую повестку саммита от предсказуемого партнера. И генсек НАТО отреагировал на это готовностью поломать свой график и приехать в Москву, чтобы лично убедить Дмитрия Медведева в том, что новая Стратегическая концепция НАТО не будет содержать неприятных для России откровений. Нас почти убедили в том, что на саммите НАТО не будет неприятных деклараций, которые могли бы отягощать атмосферу проведения нашей встречи в верхах», - сказал он.
Вместе с тем, признал российский дипломат, стратегическую концепцию НАТО российской стороне пока ее не передавали. «Поэтому мы можем только предполагать, что этот конфиденциальный документ получился зубастым. НАТО в нем претендует на свою универсальную роль и пытается сочетать две малосочетаемые вещи. Первое - это традиционные функции территориальной обороны, на чем больше всего настаивают прибалты и восточноевропейцы, которые, собственно говоря, и вступали НАТО для того, чтобы сесть за стол цивилизованных, как они считают, держав и прикрыть за собой дверку, чтобы ее не мог отворить своей кровавой лапой русский медведь. Есть и другая концепция - расширительная. Это присутствие везде и нейтрализация угроз, направленных против Запада, на дальних к нему подступах. В итоге, как я предполагаю, будет принята Стратегическая концепция, которая, с одной стороны, переподтвердит младонатовцам гарантии их безопасности на случай непредвиденных обстоятельств, связанных с военной агрессией извне. При этом Россия, вероятно, не будет упоминаться в качестве потенциальной военной опасности. С другой стороны, НАТО теперь будет нацелено на то, чтобы расширить меню предлагаемых основных блюд и услуг и гарантировать странам-союзницам кибербезопасность, энергобезопасность, защиту от разбоя на море, от экстремизма и нелегальной миграции. По сути дела, альянс попытается присутствовать везде и всюду, иметь потенциал для одновременного ведения по крайней мере двух военных кампаний против крупных региональных держав и обладать возможностью отражать угрозы, во-первых, на дальних подступах, а во-вторых - заблаговременно. И самое главное - НАТО прописывает инструмент решения этих проблем. В частности, будет активно задействован институт партнерств», - считает Рогозин.
«Там, где объективные интересы альянса и его партнеров совпадут, будут предприняты попытки с помощью активизации усилий партнеров уменьшить собственный вклад в решение проблем. Это старый и известный принцип», - добавил дипломат.
Отвечая на вопрос, устраивает ли Россию такой подход, Д.Рогозин заметил: «Концепция глобального полицейского нас устроить не может. Вместе с тем мы не можем не согласиться с тем, что многие угрозы необходимо локализовать, блокировать на дальних подступах. Мы сами стараемся это делать посредством Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Но есть одно четкое условие, на котором мы будем настаивать,- это то, что все действия, связанные с применением грубой физической силы, НАТО должно согласовывать с ООН и осуществлять, имея на то мандат Совбеза ООН».
В обзор общих для России и НАТО угроз были внесены пять вопросов, сообщил Рогозин. Это международный терроризм, Афганистан, пиратство, защита жизненно важной инфраструктуры и нераспространение оружия массового уничтожения, в том числе ракетных технологий. «По четырем пунктам обзор завершен к общему согласию, а вот по ракетам - затык. До саммита будут предприняты действия, чтобы выйти из этого клинча. 10 ноября в рамках посольского Совета Россия-НАТО состоится мозговой штурм, чтобы досогласовать оставшийся пункт и либо разрешить противоречия, либо зафиксировать позиции сторон такими, какие они есть. Это тоже результат», - заметил он.
«Главная несостыковка в том, что мы не собираемся назначать врага. Мы категорически против демонизации какой-либо отдельной страны и считаем, что система ПРО должна быть адекватна цели. То есть если мы считаем, что следует перехватывать ракеты средней и малой дальности, то необходимо ограничить ПРО, во-первых, географией ее расположения: она должна быть именно там, где существуют риски. А во-вторых, тактико-техническими характеристиками ракет-перехватчиков. То есть у этих ракет не должно быть возможности сбивать межконтинентальные баллистические ракеты. Грубо говоря - если хочешь убить муху на лбу товарища, пользуйся газетой, а не кувалдой. И третье - это ограничение по количеству такого рода ракет-перехватчиков. Мы же сталкиваемся с позицией американцев, которые говорят "нет" по всем трем пунктам и категорически против каких бы то ни было ограничений», - пояснил дипломат суть разногласий.
Кроме того, рассказал Рогозин, «американские переговорщики пытаются придумать для России новые Стамбульские обязательства»: «Раньше речь шла о выводе наших баз из Грузии, которые мы вывели, и тем не менее получили там войну. Сейчас мы видим, что нам в качестве условия восстановления режима контроля над вооружениями в Европе пытаются навязать обязательство о выводе наших военных из Абхазии и Южной Осетии». Но это, по словам российского постпреда невозможно. «Я не представляю себе, как Президент Медведев пересмотрит свои решения», - сказал он.
Отвечая на вопрос, ждет ли он от саммита выхода на новый уровень отношений с НАТО, Дмитрий Рогозин сказал: «Отношения уже находятся на другом уровне. Война в Грузии показала очень многое. Она показала Западу, что Россия способна мгновенно принимать решения о защите своих граждан и задействовать для этого крупные военные силы. Это в каком-то смысле стало потрясением для натовцев. Второй сюрприз, уже для нас, состоял в том, что, по сути дела, НАТО выступило в роли провоцирующей Грузию стороны. Но, спровоцировав Саакашвили, альянс тут же отскочил в сторону. Это урок и для альянса, который понял, что в вопросах России он вряд ли способен к консолидированным действиям. В НАТО есть группа рационально мыслящих стран, понимающих, что Россия является неотъемлемой частью общего пространства безопасности и что с ней надо имеет дело и не провоцировать. К этой группе стран относится практически вся Западная Европа. Это мощный политический якорь, который будет удерживать НАТО от действий, направленных против наших интересов. Теперь нам важно, чтобы безопасность работала на модернизацию и возникло новое качество доверия, когда будет понятно, что в Европе вырван последний зуб холодной войны. Надеюсь, на саммите будет решено перейти от обсуждений к совместным действиям на тех направлениях, где наши интересы совпадают. Может, будет выработан план на будущее по практической кооперации».