Мне хотелось бы рассказать о празднике «Сим победиши», который ежегодно проводится Ленинградским областным общественным фондом содействия национальному единению и согласию «Миротворец» при участии военного отдела Санкт-Петербургской епархией и ряда общественных организаций, на базе Святодуховского центра Александро-Невской лавры. Участие в нем принимает также молодежная община Иоанновского ставропигиального женского монастыря при поддержке комитета по молодежной политике Ленинградской области. Основные организаторы праздника - Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Санкт-Петербургской епархии и координационный совет военно-патриотических и спортивных клубов.
Праздник состоял из двух частей: конференции и экскурсии для воспитанников военно-патриотических клубов. Основная тема конференции «Проблема пацифизации молодежи России. Пути решения». Конференция носила всероссийский характер, поскольку были гости из Москвы и других городов.
Хотелось бы остановиться на самых важных моментах. Во-первых, это доклад Владимира Лутовинова «Пацифизация как следствие бездуховности, депатриотизма и космополитизации российской молодежи после развала СССР и создание условий её преодоления». Даже для людей компетентных в этой сфере некоторые цифры и факты звучали совершенно неожиданно. Только в прошлом году было зарегистрировано 130 тысяч уклонистов от армии. По сути дела, это 10 полноценных дивизий. Совершенно цинично звучали высказывания заместителя министра обороны, который говорил, что современная молодежь «ушлая», её одними лозунгами не увлечешь, они знают, что каждый год в армии - это потеря времени для карьеры, для жизненного пути, они знают, что время должно быть оплачено. С одной стороны, мы встречаемся с такими высказываниями наверху, когда сами военные принимают рыночную модель отношений, а с другой - существуют иждивенческие ожидания внизу.
По мнению В.И.Лутовинова, профессора Российской академии госслужбы и советника при центральном совете РОСТО, получается, что патриотическое воспитание никому не нужно. В Министерстве обороны нет даже соответственных структур, и таких задач они не ставят. Ставятся вопросы физической и психической подготовки, о патриотическом воспитании они уже даже и не думают. По сути дела, они живут как рантье, с того, что поставит общество. Школа же этим также не занимается, соответственные директивы и установки отсутствуют, вместо воспитания ставится государством цель: оказание образовательных услуг. Существуют, конечно, общественные движения, патриотические клубы, организации, но это всё разрозненно, не поддерживается и не координируется. В результате целенаправленная политика просто отсутствует.
В докладе «Военно-патриотическое образование молодежи в образовательных учреждениях и организациях ДОСААФ России» Николай Опенышев посвятил внимание тому, насколько ДОСААФ, в сложившихся условиях пытается что-то делать, несмотря на дезорганизацию, недостаток средств и отсутствие должного внимания.
В высшей степени был интересен и доклад полковника Военно-космической академии им. А.Ф.Можайского Виктора Карпова «Боевые методики разрушения социума». Он подробно и глубоко остановился на современных войнах и отметил важный момент: если раньше войны были сосредоточены на том, чтобы уничтожить армию противника, его боевую силу в открытом бою, то войны конца ХХ начала ХХI века строятся несколько по другому сценарию. Ещё Александр Суворов говорил, что побеждают не пушками и ружьями, а духом и умением. В этом и заключается главная задача - сломить дух противника, заставить отказаться от борьбы, посеять в душе смятение, таков был рецепт Суворова. В теории военного искусства специальные методы борьбы с противником рассматриваются Лидделом Гартом в его «стратегии непрямых действий» и в работах русского теоретика Евгения Месснера. Он считал, что иерархия целей в современной войне выстраивается в следующем порядке: развал морали вражеского народа, разгром его активной части, захват или уничтожение объектов психологической ценности, захват или уничтожение объектов материальной ценности, эффекты внешнего порядка ради приобретения новых союзников и потрясения нового врага. Все это мы и наблюдали при развале Советского Союза и при развале Российской Федерации, что подтверждает правильность этих прогнозов и предвидений.
Понятно, что общество, как любой живой организм, должно рано или поздно умереть, казалось бы, это вполне естественно. Но как показывает практика, роль катализатора, либо врачевателя в этом процессе принадлежит элите, т.е. тем, кто определяет лицо этого общества, вектор его развития. Если элита больна, то она активизирует процессы разложения, предрешает гибель социума и государства. Но если элита не оторвана от собственного народа, опирается на опыт предков, которые проходили подобные невзгоды, такое общество сохраняет свою жизнеспособность. Исходя из того, что было высказано на конференции, практически всеми его участниками, диагноз поставлен такой: наша элита больна. Рыба гниет с головы, и те деструктивные процессы, которые происходят, связаны с болезнью элиты.
В ряде докладов участников конференции к проведению нынешней военной реформе был выдвинут ряд обоснованных претензий. Приводились следующие факты: с этого года прекращен набор во все военные ВУЗы. Это означает пресечение педагогической традиции, уничтожение военной элиты. Вместо этого срочно налаживается выпуск сержантов. Но и это, скорее всего, фикция. Требуется не менее 10 тысяч сержантов, а созданы условия для подготовки только одной тысячи. Что это будут за специалисты? Как раз то, что совершается сейчас, прекрасно соответствует тем тезисам, которые выдвинуты в докладе В.Б.Карпова.
Ещё одно ценное его наблюдение - это явление психовирусов. Например, при развале России в 1917 году использовались такие простейшие психовирусы как «свобода, равенство, братство», «земля крестьянам», «мир хижинам - война дворцам», «мир народам». На человека, не имеющего иммунитета к подобной информационной агрессии, да ещё находящегося в толпе, когда он подчиняется её законам, такое воздействие оказывает наркотический эффект. А в современных условиях человек, проповедующий пацифизм, это, как правило, человек душевно одинокий, выпавший из системы, старающийся найти другую систему, где он будет не так одинок. Такой индивид наиболее восприимчив к инфицированию сознания. Именно так формируется среда, на которой произрастают тоталитарные секты. Этот же эффект используется для создания подконтрольных определенным структурам движений пацифистов. Этим людям внедряется в сознание идея непротивления злу. Подробно на этой идее остановился отец Дионисий Тараут. Он показал духовную неосновательность учения пацифизма. В частности то, что якобы отказываясь от одного смертного греха, человек однозначно впадает в другой грех, это грех предательства. В своём докладе отец Дионисий показал, что толстовство и пацифизм в корне противоречат библейскому и евангельскому учению, святоотеческому преданию и является движением антихристианским и предательским.
Интересен был доклад Людмилы Однобок, редактора отдела культуры и молодежной политики «Всеволожский вестник». Она рассказала о том, с какими усилиями приходилось продвигать в СМИ память о псковских десантниках, 86 человек, которые вступили в бой с 2000 чеченцев и не дрогнули, сдержали их. Тем не менее, попытка рассказать о них правду встречала бешеное сопротивление, прежде всего, сверху. Практически неизвестным остался подвиг 31 солдата спецназа ГРУ, которые оставшись практически без боеприпасов, приняли неравный бой с 300 чеченцев и погибли почти все. Об этом молчат. Молчат у нас и о том, что из 81 десантника Псковской дивизии - 13 были из Ленинградского военного округа, память их до сих пор не увековечена. Оклеветаны были солдаты из Майкопа, сражавшиеся на вокзале. Было рассказано об их окружении, но не сказано, что погибло 150 человек, большая часть их прорвалась, в результате чего полегло не менее 500 чеченцев. Не рассказывают, что в бою с псковскими десантниками на одного погибшего десантника пришлось более 300 убитых чеченцев и 500 раненых бандитов. Мы правды о наших героях не знаем, так как её замалчивают. Это было бы невозможно без попустительства подобных процессов на самом верху. Судя по всему, продажные корыстные чиновники не заинтересованы в правде о наших героях.
Мой доклад был посвящен теме церковного пацифизма, церковного власовства и подлинного учения Церкви о войне и мире, которое отражено в Священном Писании и святоотеческом предании и в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви". Было показано, что убийство на войне не является убийством. Что воины являются поборниками целомудрия и благочестия. Более того, на Соборе в 960-е годы, происходившем при Никифоре Фоке, хотя и было отказано в канонизации воинов, павших в битвах с арабами, но, тем не менее, те епископы и пресвитеры, которые принимали участие в войне по приказу Императора, не только не были отрешены от священнодействия, но и удостоились наград. Необходимым условием, однако, признания богоугодности войны является законность и справедливость. Законный источник провозглашения войны - установление справедливого мира в конце её.
Конференция прошла на высоком подъеме, участников призвали к объединению разрозненных усилий. Это положительный урок конференции. Горький урок размышлений был в следующем: система патриотического воспитания в нашей стране, оставшаяся с советских времен разрушена, нового ничего не построено. Насаждаемые либерально-демократические ценности, прежде всего монетаризм, конкуренция и эгоизм разрушают сознание молодежи. Отсутствие внятной идеологии приводит к нежеланию служить и защищать Родину. Эта важнейшая проблема глубоко запущена и в государстве, и в обществе, и если так будет продолжаться и дальше, то в случае серьезного военного конфликта мы физически потеряем Россию.
Очевидно одно, что политика государства в отношении армии нуждается в решительном изменении и оздоровлении.. Необходимо укреплять армию, а не разрушать её.
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»