«Обвиняют, даже когда молчишь о расколе, как рыба. Месяцами. Не мешаешь людям идти к покаянию. Ведь время не ждет, оно неотвратимо. А тут - опять достают. Якобы мечтаю, чтобы филаретовство ударилось в эмиграцию. Куда? К награбленному? Вон Павел Иванович уехал, и что? Ни его, ни денег. Напротив, надеюсь, что раскол рассосется, как всякая болезнь, и не где-нибудь, а здесь, на Украине. Ну не можем мы так долго болеть! А тут читаешь - у отлученного от Церкви Филарета вдруг обнаружили возможность "второго дыхания"», - заявил в интервью порталу Интерфакс-Религия руководитель пресс-службы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) Василий Анисимов.
В.Анисимов рассказал, как он пришел в филармонию на 15-летие «патриаршества», поскольку был на избрании, был на 80-летии, и ему интересно было посмотреть, что изменилось. «Благо, вход свободный: ни приглашений, ни удостоверений никто не спрашивает. Демократия, а может, просто денег не хватает. Появятся - быстро заведут аккредитации, пропуска, кордоны, "вы кто?", "вы куда?", хотя никто никуда не ломится», - заметил глава пресс-службы.
«Собрание начали без молитвы, выступлением мужского хора из Луцка, который исполнял почему-то рождественские песнопения. Видимо, готовился уже к святкам - не пропадать же добру... Тихо прошел Виктор Ющенко, за ним еще какие-то люди. Говорили, что от новой власти должен приветствовать председатель Госкомрелигий Юрий Богуцкий, но он нигде не обнаруживался. Предположили даже, что он поздравляет в составе хора - что называется, поет в терновнике. Но и там его не было. Оказывается, он поздравил юбиляра накануне вечером», - продолжил Анисимов.
«Едва начал говорить Степовик, экс-президент (Виктор Ющенко. – РНЛ) задремал и в последующем постоянно боролся со сном: все-таки мероприятие в 15:00 для интеллектуалов - это рановато. Рядом с Виктором Ющенко обнаружилось то, чего нигде, кроме как на филаретовских вечерах, уже и не увидишь. Тени забытых предков - едва ли не весь партком Союза писателей Украины. Поэты-коммунисты, классики украинской советской литературы, чьи стихи о партии, революции, советской родине, Ленине (и даже Сталине) учила от мала до велика вся страна: Дмитрий Павлычко, Иван Драч, Павел Мовчан. Возглавлял бессмертную плеяду тоже бывший коммунист и комсорг Союза писателей, а ныне его руководитель Владимир Яворивский. Правда, последний сидел рядом с Виктором Андреевичем как на иголках и при первой возможности сбежал: как-никак, ныне он тимошенковец», - отметил он.
По словам В.Анисимова, «интерес вызвал некий "великий рыцарь" какого-то "приората" международного ордена Архистратига Михаила (видимо, заместитель великого магистра) по фамилии Минухин (если я правильно расслышал Степовика)». «С золотой цепью на груди он в сопровождении еще одного рыцаря поднялся на трибуну и зачитал приветствие "главе братской церкви" Филарету. Однако вручил юбиляру не мастерок и череп, а орден, который и стал единственной наградой в тот вечер. А вот мастера писательского цеха не оправдали ожиданий. Владимир Яворивский суетился, не смог настроиться на возвышенный лад. С тропами вообще не клеилось. "Мы спокойны, потому что есть Вы, голова, которая излучает свет". Ну что это за метафора! В какие двери? Намек на лысину юбиляра? Где корректность? В свое время мы с Владимиром Александровичем немало сделали материалов по чернобыльской проблематике. Он уверял меня, что Филарет - "лучший секретарь обкома". Я полагал, что писатель говорил это с сарказмом, но никак не с любовью. И каким образом секретарь вдруг начал излучать свет? В перерыве, уже на улице, я не преминул спросить его об этом парадоксе. "Не заводись, друже", - отмахнулся он, вскочил в попутку и укатил. Такая вот у нас "творческая интеллигенция"!» - отметил журналист.
«Наконец, слово предоставили юбиляру. В последнее время им овладела страсть к каким-то софистским оборотам: "Это не мой праздник - это ваш праздник. Не было бы вас - не было бы меня, не было бы меня - не было бы вас". Все друг другом обусловлены и все повязаны, как герои известного романа Федора Михайловича. Затем оратор обратился к примеру Иова Многострадального, которого "даже жена убеждала отречься от Бога". Но тот не отрекся, как и филаретовцы не должны отрекаться от своего Киевского патриархата. Далее ударился в обычное вранье, сообщив, что в филаретовстве пребывают 18,5 млн. человек. (Как он, интересно, их посчитал? Хорошо, если полмиллиона наберется.) Заявил, что, когда его "избрали патриархом", у него было всего 700 общин, а сейчас их уже до пяти тысяч. Если бы он взял свои речи 15-летний давности, то увидел бы цифру в три тысячи общин. То есть всегда перевирал в более, чем в четыре раза. И ныне - не исключение. Тем не менее Михаил Антонович строго предупредил, чтобы "никто не посягал на Киевский патриархат" ни в Украине, ни в далекой Москве. Было бы и впрямь на что посягать! Тщеславное и жалкое сообщество, хотя и не лишенное некой ностальгической очертательности», - продолжил он.
«Закончил свою речь юбиляр уверениями: "Мы идем верной дорогой!" (как традиционно завершали выступления вожди и генсеки от В.Ленина до М.Горбачева). Так и сказал, но никто не вздрогнул, а Ющенко с Драчом продолжали дремать. Путешествие по замкнутому кругу лжи уже никого не пробуждает. Хотя Рудюк и заверял в обратном», - отметил Анисимов.
По его словам, «Степовик предложил всем желающим подниматься на сцену и поздравлять самозваного "патриарха"». «На сем официальные торжества окончились (уложились в час времени), мероприятие перешло в концерт хоровой музыки и банкет, на который еще надо было топать в Михайловский. Я не знаю, как можно увидеть во всем этом "второе дыхание", скорее, нам был представлен выдох, причем явно затянувшийся», - заключил Василий Анисимов.