itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Игумен Августин (Анисимов): Этот вопрос требует деликатности и рассуждения

Наместник Городецкого Феодоровского мужского монастыря о том, каким должен быть разговор о грехах, чтобы он способствовал спасению человека, а не вводил его в соблазн

0
289
Время на чтение 3 минуты
Нередко православным приходится сталкиваться со следующей проблемой: как просвещая своего собрата о греховности того или иного поступка, сделать это целомудренно, не навредив и не заинтересовав своего собеседника пороком, от которого есть намерение защитить. Ведь не секрет, что некоторые сборники, призванные помочь подготовке к исповеди, излишне подробно рассказывают о тех или иных грехах, и иногда вместо того, чтобы объяснить греховную суть проступка, во всех подробностях просвещают о его всевозможных формах и проявлениях, что пагубно влияет на неокрепшие души.

В связи с этой проблемой мы попросили наместника Городецкого Феодоровского мужского монастыря игумена Августина (Анисимова) дать пастырский совет относительно того, каким должен быть разговор о грехах, чтобы он способствовал спасению человека, а не вводил его в соблазн.

«Всё ли можно открывать людям, приходящим в Церковь? Вопрос этот не просто деликатный, он предполагает большую ответственность со стороны Церкви. Ведь когда мы приходим учиться в школу, нам же не сразу начинают преподавать физику и химию. Сначала мы идем в первый класс, где осваиваем самые азы знаний, а потом, постепенно, по мере нашего возрастания, идет введение в предмет, погружение в тему», - заметил отец Августин.

«Есть такое понятие - возрастная психология, - продолжил пастырь. - В церковной жизни это понятие также применимо. Мой жизненный опыт показывает, что, во-первых, человек не способен сразу всего вместить, а, во-вторых, представители церковной иерархии не должны транслировать всю информацию, имеющуюся в Церкви или которой они владеют, на новоначальных. Это очень важный момент. Мой опыт показывает, что человек должен пробыть в Церкви лет десять, прежде чем он начнет как-то ориентироваться в ней, начать понимать какие-то глубинные моменты. И то, это происходит только тогда, если человек живет церковной жизнью и хорошо понимает внутренние процессы в Церкви. Я убежден, что посвящение в основы духовной жизни требуют очень большой осторожности».

«Я, например, как правило, больше говорю на нравственные темы. На темы, связанные с нравственными устоями, формированием характера, потребностями в Законе Бога, в заповедях Божиих. Эти темы знакомы и доступны для большинства людей. Но разговор об основах духовной жизни требует большой подготовленности человека, который пришел в Церковь. Мы знаем, что раньше, когда люди собирались уходить в монастырь, их не сразу туда брали. К уходу в монастырь надо готовиться постепенно, сначала надо почитать соответствующую литературу», - считает отец Августин.

«Обсуждаемая нами тема актуальна. Она требует, чтобы по этому предмету высказались как представители церковной иерархии, так, возможно, и миряне. Но, в первую очередь, на этот вопрос должны ответить представители церковной иерархии. Потому что именно мы, священнослужители, обладаем особым опытом отношений с людьми, через нас происходит и приход человека в Церковь, и посвящение его. Кроме того, я считаю, что обязательно должна соблюдаться последовательность катехизации и воцерковления. Эти два момента должны иметь место. Причем, катехизация должна быть очень глубокой. Надо не просто познакомить людей, которые приходят в Церковь, с основами церковной жизни, но это знакомство должно быть глубоким настолько, чтобы человек не просто прошел катехизацию, но выяснил, что он осознал основы церковной жизни. Что же касается воцерковления, нравственного и духовного начал, то это процесс всей жизни человека, который пришел в Церковь», - продолжил священник.

«Катехизация - это информация, которую выработала Церковь в течение тысячелетий. Она должна подаваться порционно, с учетом готовности тех людей, которым она дается, с учетом их возраста, применительно к личности человека, с которым проводится катехизация. Мы должны обязательно знать человека как личность, иметь представление о его образовательном уровне, психологическом состоянии, знать его мировоззрение. Я бы даже сказал, что надо учитывать пол человека, потому что мужчина и женщина одну и ту же информацию иногда воспринимают совершенно по-разному. Поэтому я думаю, что глубокая катехизация должна носить индивидуальный характер, обязательно должна быть обратная связь, чтобы знать, что человек усвоил из этой катехизации. А уже потом идет процесс воцерковления, когда идет постановка нравственного, духовного начала человека. Это вопрос очень важный, всеобъемлющий, который требует особого отношения, большого рассуждения перед тем, как у нас начинаются отношения с человеком, который пришел в Церковь», - заключил игумен Августин (Анисимов).
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Августин (Анисимов)
Все статьи Епископ Августин (Анисимов)
Последние комментарии